Федор Тютчев – поэт России


Открыть содержание курса

Образ России в этом фрагменте по существу разделяет тютчевскую поэтическую картину Святой Руси. А теперь послушайте, как читает Тютчева И. Смоктуновский (Два голоса. Наш век.) Итак, следующим нашим героем будет Федор Иванович Тютчев - гениальный русский поэт - лирик, бывший кроме того и одним из первых наших  геополитиков рошо знал Европу; обе его жены были немками. Тем более значимо то, что он сделал для России. Он дал ее религизно-поэтическую формулу - не более и не менее. Если Пушкин писал о том, что история России требует «иной мысли, иной формулы», чем западная, то Тютчев поэтически ее выразил. Оглавление Основной материал Дополнительный материал Федор Тютчев - поэт России Поиск Найти Закладки Карта успехов карта Геополитика Геополитика - (греч. γη - земля + πολιτική - государственные или общественные дела) - общественная наука о контроле над пространством. Традиционно этот термин применяется главным образом для описания воздействия на политику географических факторов, но его употребление в XX веке приобрело более широкий характер. Геополитика - междисциплинарная наука о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния (центров силы) различных государств и межгосударственных объединений в многомерном коммуникационном пространстве Земли. В своих историософских воззрениях на Россию Ф.И.Тютчев учитывал всю совокупность духовных и материальных - в том числе пространственно-временных (географических и исторических) - характеристик её положения в мире.    и  «культурологов» Культурология – наука о сущности и роли культуры в жизни человека и общества. В своем неоконченном трактате «Россия и Запад» Ф.И. Тютчев дал глубокий анализ европейской цивилизации в её соотношении с русской культурой.   . Проведя большую часть жизни на дипломатической службе в Германии, он хорошо знал Европу; обе его жены были немками. Тем более значимо то, что он сделал для России. Он дал ее религизно-поэтическую формулу - не более и не менее. Если Пушкин писал о том, что история России требует «иной мысли, иной формулы», чем западная, то Тютчев поэтически ее выразил.

 

Чтобы сразу «взять быка за рога», послушайте хрестоматийно известное стихотворение, в котором всего четыре строки:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

ное существо, для познания которого нужны все силы души, а не только абстрактный рассудок. Цельность духа - вот что нужно для прикосновения к России: только таким способом можно приблизиться к индивидуальности, а Русь есть именно неповторимое в Боге. Сколько было предложено «русоведческих» концепций, сколько сделано попыток ее исправить, европеизировать, модернизировать - все понапрасну. Ядро (божественный «код») русской души всякий раз ускользал от реформаторов, как  град Китеж Град Китеж – одно из таинственных «мест силы» Святой Руси    от татар - и лучшим свидетельством тому оказывается сама поэзия Тютчева, в которой православная Русь противостоит Западу уже на почве Петербурга, а не Киева или Москвы.

Но какова же основа тютчевской веры в Россию? Следует ясно сказать, что Федор Тютчев не был вульгарным империалистом, хотя державная мощь Родины была ему дорога не меньше, чем кому-либо другому. Основа тютчевской веры - русское Крестоношение:

Эти бедные селенья,
Эта скудная природа -
Край родной долготерпенья,
Край ты русского народа.

 

Не поймет и не заметит
Гордый взор иноплеменный,
Что сквозит и тайно светит
В наготе твоей смиренной. 

Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В рабском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя.

Вот это и есть религиозно-поэтическая формула русской истории и культуры. Даже если бы Тютчев ничего больше не создал, эти гениальные три строфы были бы способны объяснить будущему: «да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». Прежде всего, русская история - это  кенозис Кенозис Кенозис (по греч. означает «опустошение», «истощение») – понятие, обозначающее добровольную жертву во имя божественного идеала.   : преклонение, умаление верующей народной души перед божественной красотой и силой. Подобно Господу Иисусу Христу, Святая Русь как бы молчаливо обращается к Богу: не моя, а Твоя да будет твоя. Потому она и имеет внешне «образ раба» (скудная природа, нагота смирения). В глубине своего избрания Русь чувствует, что любая человеческая способность может быть обращена против Создателя князем тьмы, кроме кротости и терпения. Более того, своей исторической жизнью Россия доказывает, что страдания она боится меньше, чем зла, что зло состоит для нее в бесовской воле, ставящей человеческую свободу вне и вопреки Бога. Потому Святая Русь и недоступна для чужого (гордого, нехристианского) взгляда. По сути, Федор Тютчев изобразил в своем коротком стихотворении некую «литургию верных», постоянно совершающуюся на русской земле, но незаметную холодному наблюдателю. Если допустимо говорить о подвижничестве народной - соборной - души, то Тютчев показал как раз такую Русь - юродивую и блаженную, нищую и молчаливую («мысль изреченная есть ложь»). А куда еще держать путь Небесному Царю, как не в ту землю - не в блудливый же Вавилон или надменный Рим? Впрочем, каждому воздастся по делам его (Мтф. 16 : 27).

Однако Тютчев был не только поэт - он был еще философ и геополитик. Свои художественные прозрения он умел облекать в мысль. Широким кругам наших читателей почти неизвестно, что Тютчев работал над историческим трактатом «Россия и Запад», сделал попытку обобщить отношения России и Европы, обострившиеся в его эпоху. Напомню, что в середине 1850-х годов между Европой и Россией вспыхнула очередная - на этот раз Крымская - война, и Тютчев, наблюдая открытую вражду между недавними еще членами Священного Союза, пришел к выводу, что есть две силы в современном мире - Россия и революция, и одной из них не жить. Под революцией он, в сущности, понимал процесс апостасии - отказа от Христа, начавшийся на Западе со времен  Ренессанса Ренессанс – эпоха Возрождения (ХV – ХVI века) в истории Западной Европы, характеризующаяся фактическим отходом европейской культуры от церкви и развитием в ней гуманистического миропонимания. В сущности, речь идет о целостном духовном перевороте Европы, кризисные черты которого отражены, например, в творчестве М. Сервантеса и В. Шекспира.   . После Реформации, Просвещения и французской революции 1789 года этот процесс достиг зенита: верой Европы стало человекобожие, а не христианство. Европеец пришел к убеждению, что человек существует сам для себя по уму, воле и власти, а все остальное либо иллюзия, либо обман. Европейская буржуазная демократия -- это власть «одинокой толпы», состоящей из отдельных человеческих атомов («я»), независимых и даже враждебных один другому («человек человеку волк», по выражению  Гоббса Т. Гоббс – английский философ XVII века, исходивший в своей теории государства из положения о том, что естественное состояние людей – это «война всех против всех»   .

Происходит разрыв с церковным и народным преданиями, обмирщение жизни и культуры и прежде всего государства (нигилизм). В европейской цивилизации поселяется «дух отрицанья, дух сомненья» - побеждает ненависть к святым корням бытия, складывается своего рода «демоническая общественность», ставящая своей задачей разрушение связи цивилизации с Богом. Чтобы предложить христианству нейтралитет, нужно быть антихристианином, - писал Тютчев, имея в виду лицемерие западных интеллектуалов, маскирующих свое безбожие разговорами о свободе совести и самоценности наук и искусств. В этом и состоит революция - в мефистофельской подстановке твари на место Творца, производимой под знаменами просвещения и демократии, плюрализма и гуманизма...

Не приходится удивляться, что завершающим моментом указанного процесса становится, по Тютчеву, поход против России - этого «византийско-татарского медведя», стоящего на пути европейских реформ. Революция стремится к уничтожению России именно как православной державы, как царства помазанника Божия. Для революционного западного сознания невыносима мысль о том, что в современном мире еще сохраняется огромная страна, живущая по христову завету. «Русский народ - христианин не только в силу православия своих убеждений, - подчеркивал Тютчев, - но еще благодаря чему-то более задушевному, чем убеждения. Он христианин в силу той способности к самоотвержению и самопожертвованию, которая составляет как бы основу его нравственной природы... Революция - прежде всего враг христианства!».

Как дипломат и политик, Федор Тютчев предсказал Первую Мировую войну и натиск революции в самой России. В конце жизни он целые дни просиживал в суде по делу Нечаева - делу одного из первых революционных «бесов» в Петербурге Религиозно-философской и геополитической мечтой («альтернативой») Тютчева было построение великой греко-российско-славянской Восточной империи со столицей в Царьграде (Константинополе), т. е. возвращение Третьего Рима к своему первоистоку. Как известно, его желание почти осуществилось благодаря освободительному походу русской армии против турок - войска генерала Гурко, перейдя Балканы, стояли в 1878 г. в виду Константинополя. Однако - «Англия не позволила»...

Это случилось уже после смерти поэта-провидца, предугадавшего, как кажется, и наше время:

Теперь тебе не до стихов,
О слово русское, родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное...

Ложь воплотилася в булат;
Каким-то Божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем...

Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дня воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!

Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье, -
Ты - лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье!

Вопросы для самопроверки

1. Как соотносятся в наследии Ф.И.Тютчева поэзия и философия?
2. Каковы основные черты духовного образа России в творчестве Тютчева?
3. В чем видел Тютчев основные угрозы России со стороны атеистической Европы?


Открыть содержание курса