квест для жителей спб

6. Дом престарелых или обычная жизнь


Открыть содержание курса

Тема 6. Дом престарелых или обычная жизнь

Нужен ли дом престарелых, если во дворе есть такие замечательные качели и приятная компания?

Возрасты жизни различаются по своему ценностному значению. Сознательное использование опыта и передача его другим в качестве мудрого наставника увеличивает ценность пожилого человека в обществе и может быть признана многими. Испокон веков именно старики были главными носителями и хранителями традиций и обычаев, решали вопросы войны и мира, принимали законы и вершили суд. Правда, с этим величественным и мудрым образом всегда сосуществовал и образ немощного старика, однако первый все же «побеждал».

Однако в современном обществе, особенно его последнем этапе, информационном обществе, эти традиционные ценности резко изменились, о чем уже было сказано выше. Параллельно с обесцениванием старости и стариков как таковых, их стало гораздо больше. Уже мало кто думает, что «когда уходит старый человек, исчезает целая библиотека», как сказал когда-то Генеральный секретарь  ООН Кофи Аннан.

Однако проблема сохранения физической жизни и ухода за пожилыми становится все более массовой. В традициях прежнего времени для сохранения старинных вещей нужно было использовать специальные хранилища – музеи. Как ни неожиданна эта метафора, идею сохранения пожилых в домах престарелых можно уподобить идее хранения старых вещей в специальных местах – музеях. Однако в настоящее время, когда утрачиваются традиции уважения старших, это приводит к «запиранию» пожилых в специальных закрытых учреждениях. Российское общество крайне толерантно относится к различным интернатам, возможно, из-за сложной истории ХХ века.

Впрочем, все страны Запада прошли период запирания нежелательных членов общества, сначала в работные дома, тюрьму и каторгу, затем нравы смягчались и возникли богадельни. Однако условия в них были ужасными, содержались все вместе, от детей сирот до одиноких стариков, бродяг и проституток (30). Здесь вместо метафоры музея уместна, скорее, метафора свалки мусора.

Напомним тем, кто считает это слишком резким, что антропологи давно считают «мусор» важнейшим источником информации о любой эпохе. Мусор истории – это культурный слой, в котором сохраняются или перерабатываются все смыслы и оценки. В культурном слое истории мусор не лежит отдельно, история показывает, что попытки что-то «выбросить совсем» приводят к невосполнимым утратам.

Лишь постепенно, с развитием и медицины, и смягчения нравов закрытые учреждения специализировалась, но нормальным считалось, что быть там могут лишь совершенно одинокие люди. В России таких людей из-за последствий двух войн, коллективизации, репрессий и т.д. немало, но привычка к учреждениям выработалась практически у большинства.

Однако не обязательно быть поклонником известного французского социолога М.Фуко, чтобы прийти к выводу, что любое закрытое учреждение в той или иной степени тяготеет к своему первообразу, - тюрьме, а значит, к регламентациям, отсутствию личного пространства и т.п. Поэтому представление, что дома престарелых – это как раз то, что нужно самим пожилым, ошибочно, хотя достаточно распространено. Существуют даже очереди для помещения туда, которые можно интерпретировать и как проявление крайней нужды, и как устойчивую привычку к зависимому положению, и как нежелание родственников «возиться» со стариками.

В отличие от ряда стран, где принято проводить в домах престарелых «время ухода из жизни», обычно около года, в России именно живут в интернатах, и живут подолгу. Причем в советское время такие закрытые учреждения не были достаточно дифференцированными, отдельно содержались лишь люди с психическими отклонениями. Поэтому под одной крышей были люди от 18 лет (молодые инвалиды с сохранным интеллектом) и до конца жизни. Выразительные и трагические картины этой жизни можно найти в книге Рубена Д.Г.Гальего о мальчике инвалиде-опорнике и окружавших его людях, в том числе, о пожилых, которым также было невыносимо трудно в интернате (31).

И, самое главное, общество считало, что жить в Доме престарелых – это не только нормально, это хорошо, на всем готовом, государство все дает, обо всех заботится. О качестве этой заботы, о том, что люди там совершенно бесправны, говорить «не полагалось». Рецидивы подобного отношения встречаются до сих пор, однако сами пожилые уже учатся сопротивляться - Петрова "Волгоград. Карцер" -



Греческая оппозиция рассчитывает на победу(32)

С 1987 г. в России повсеместно открывают отделения социального обслуживания на дому, а затем и комплексные центры, объединяющие разные отделения. «Центры социального обслуживания» предоставляют разнообразные социальные услуги в надомных, полустационарных и стационарных условиях, о чем подробно будет рассказано ниже.

Отметим, что подобно «выходу музея на улицу», широко принятая сегодня возможность оставаться в собственной культурной среде и вести обычную жизнь, является важнейшим символическим завоеванием пожилых, признанием за ними «права на жизнь», а не на «бережное сохранение». Метафору такого выхода на улицу, в данном случае, выхода «большой оперы» - «Травиаты» Верди и «Кармен» Бизе,  Вы можете увидеть в ролике «L'Opéra de Montréal dans le marché» ( 33)

После принятия ФЗ №122 (34)  государственные полномочия в области оказания социальных услуг переданы на уровень субъектов федераций, они несут ответственность за состояние социального обслуживания на своих территориях, и должны проводить интеграционно-ориентированную социальную политику с учетом специфики интересов групп пожилого населения, находящихся на разных стадиях адаптационного периода, приближенную к потребностям конкретного человека.

Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами давно определены направления разработки и выпуска соответствующей бытовой техники и приспособлений: создание автоматизированных кухонных комплексов, позволяющих программировать операции по приготовлению пищи; системы подъемников для ухода за лежачими больными и оказания им санитарно-гигиенической помощи; специальной мебели и механизмов для уборки помещений с учетом возрастной специфики престарелых и т. п., а также ряда простых, но жизненно необходимых устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного возраста и повышающих безопасность бытовых операций: поручней и опорных скоб в туалете и ванной комнате, на стенах для передвижения, специальных подставок, облегчающих надевание обуви, пологих пандусов вместо порогов и т. п.

Сегодняшние дома престарелых шаг за шагом становятся гораздо благоустроенней, например, посмотрите - http://www.dobryiden.ru/ - репортаж 1 канала ТВ об открытии первого коммерческого Дома для пожилых с разными режимами пребывания в С-Петербурге (35) и http://www.yellowcross.ru/ - Дом сестринского ухода организации «Желтый крест» под Москвой (36).

Контрольные вопросы

Почему в советское время развивались именно дома престарелых как основная форма обслуживания пожилых?
Какие формы организации жизни пожилых развиваются в последние годы в развитых странах и в России
Какие именно задачи организации жизни пожилых целесообразно решать через их помещение в Дома престарелых?


Открыть содержание курса