8. Любовь и семья, дети и внуки


Открыть содержание курса

В большинстве развитых стран в течение ХХ века шел процесс нуклеаризации семьи, который естественным образом привел к тому, что возникла доселе не существовавшая проблема – одинокая старость или, скорее, одиноко проживаемая старость, так как родственники могут жить, но в другом месте. Одинокими часто считают себя и семейные пары, которые живут отдельно от детей и внуков и редко их видят, отношения с которыми становятся все более формальными. Но гораздо чаще это одинокий пожилой человек, как правило, женщина, вдова или разведенная, которая значительную часть жизни не только живет одна, но и переживает эту ситуацию как собственную ненужность и покинутость.

Как уже указывалось выше, в современном общества высок уровень феминизации людей старшего возраста (на 1000 мужчин старше трудоспособного возраста приходится 2432 пожилые женщины), что обуславливает феномен отсутствия супружеской пары, затруднения в поиске и нахождении брачного партнера женщинами и, зачастую, одиночество на этапе позднего онтогенеза, продолжительность которого все более увеличивается. «В 1980 г. вдовы жили в течение 5 - 10 лет, а в настоящее время в общей сложности около 24 лет» (40).

Согласно данным ряда исследований,  около половины россиян более всего среди ряда потерь опасаются утраты близких. В нашем обществе родственники и первичный круг общения являются своего рода страховкой от окружающих потрясений, поэтому потерявшие близких люди зачастую лишаются самых важных источников социальной поддержки, которые обеспечивают «буферный эффект» по отношению к стрессовым факторам.

 В отношении пожилых людей ситуации горя и потерь наиболее драматичны. Но одному из членов каждой пожилой супружеской пары придется в свое время смириться с потерей супруга или супруги, поэтому пожилой возраст часто называют возрастом утрат и потерь. Женщинам, которые трудно переживают уход мужа, с которым прожита вся жизнь, стоит подумать, как плохо было бы мужу, если бы раньше ушли они. Мужчины переживают вдовение хуже, у них мало бытовых навыков и навыков ухода за собой, а желание жениться снова приходит не сразу…

Проблематика ситуации потери близких осложняетсяво многом, как неумением реагировать на события такого рода на уровне отдельной личности и первичного окружения, так отсутствием в практике социальной работы в России технологии работы с пожилыми людьми, переживающими потерю близких, и специализированных отделений социальной помощи этой категории нуждающихся. При этом травмирование утратой близких влечет за собой массу последствий для отдельного индивида и общества в целом, является сильнейшим стрессом, психотравмой для человека, ускоряет развитие заболеваний и гибель пожилых людей.

Но иногда смерть супруга/супруги отнюдь не несет собой для пожилого человека те серьезные негативные последствия, о которых сказано выше. После первых неприятных моментов, связанных со смертью, пожилой человек может заново открыть для себя сферу досуга, друзей. Особенно это касается женской части населения, для которой семья и брак означала в течение жизни выключение из многих возможных форм активности. Старший возраст может скомпенсировать им подобные пробелы, тем более что продолжительность жизни женщин на порядок выше, чем у мужчин. А у мужчин, не склонных к стагнации и эмоциональному застою, появляется возможность нового брака и довольно широкий выбор партнерш.

В нашем обществе нередка ситуация, когда пожилые люди вынуждены стать опекунами своих внуков, если их родители алкоголизированы, попали в тюрьму и т.п. Проблема социальной интеграции, включение детей и их пожилых опекунов в многогранную жизнь общества является одной из важнейших в ходе их социализации. Современный французский социолог П.Бурдье считает, что «нет ничего более универсального и объединяющего, чем трудности, которые необходимо преодолевать индивидам» (41). Помимо материальной помощи опекунские семьи нуждаются в определенного рода образовательных программах, учитывающих  множество факторов и специфичность данных семей.

Современные социально-экономические реалии актуализируют вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. И пожилым опекунам необходима помощь в развитии способности к трансформации собственных ценностных ориентаций и установлению продуктивных отношений как со своими опекаемыми, так и с окружающими их людьми, в выработке различных навыков и умений у своих малолетних подопечных.

Важным для самих пожилых является нахождение баланса между своими потребностями, ценностями, необходимостью уделять много времени внукам  и внешними требованиями. В каких-то случаях пенсионеры, взявшие опеку над своими внуками, осознано или нет, стараются не предавать широкой огласке проблемы своих детей и соответственно пытаются компенсировать  ущербность, допущенную в их воспитании, более эффективными конструктивными изменениями в развитии своих внуков, уделяя им больше внимания и заботы, расширяя горизонты развивающей социокультурной среды.

Многие пожилые опекуны отмечают, что хотя в своем интеллектуальном развитии не замечают особых изменений, но при формировании новых навыков, изучении новых понятий у них идут прогрессивные изменения параллельно с формированием тех же навыков и понятий у своих опекаемых внуков/племянников. Принятие ответственности за опекаемого ребенка, по-видимому, помогает сохранять мотивацию к самой активности, высокий эмоциональный тонус, направленность на изменения и новые возможности самореализации.

Принципиально важно, и это отмечают сами пожилые опекуны, что их личностный рост и личностный рост опекаемого проявляется в потребности в совместной деятельности и связано с появлением чувства удовлетворенности от процесса взаимного общения и результатов совместного труда. В тесном межличностном общении формируется не только чувство гордости и уважения к старшему поколению, победившему в Великой отечественной войне, восстановившему страну и т.д. Пожилые становятся ближе и понятнее своим внукам и другим людям «следующего» поколения.

Контрольные вопросы

Какова роль семьи в жизни пожилого человека?
Как правильно пережить утрату брачного партнера?
Нужно ли создавать новую семью в пожилом возрасте?
Могут ли бабушки успешно воспитывать внуков, если они стали опекунами?


Открыть содержание курса