квест для жителей спб

9. Пенсионирование как социальный институт


Открыть содержание курса

Европе к началу ХIХ в. разрушила традиционную семейно-соседскую общину и характерные для нее преемственные межпоколенческие отношения. Значительное число людей стало работать вне семьи и местного сообщества, по найму на предприятиях в городах. Это привело к развитию различных форм социального страхования наемных работников.

Оно развивалось сначала на отдельных предприятиях, затем в 1880-х годах, в эпоху канцлера Бисмарка, оформилось в Германии. В 1883 году был введен Закон о страховании потери трудоспособности в связи с болезнью, в 1884 году - Закон о страховании в связи с несчастными случаями на производстве, в 1889 году - Закон о страховании нетрудоспособности в старости. При этом в данных законах плательщиками выступали как трудящиеся, так и предприниматели, а в особых случаях и государство.

Эти виды страхования стали обязательны для работающих независимо от возраста, пола, профессии, квалификации и состояния здоровья и явились фундаментом немецкого «социального рыночного государства». В начале ХХ века в других европейских странах также начали развиваться общегосударственные системы обязательного пенсионного страхования. Его появление разорвало связь старости и бедности, так как все люди, сначала мужчины, а затем и женщины, получили возможность обеспечить свою старость через наемный труд и участие в системе обязательного страхования.

 Нужно отметить, что для получения полной пенсии был необходим стаж, равный 35 годам, а возраст выхода на пенсию был одинаков для мужчин и для женщин – 65 лет. Правда, в ряде случаев он мог быть ниже, например, если на индивидуальном счету были накоплены большие суммы.

В некоторых странах Европы со значительной частью католического населения, возраст выхода на пенсию для женщин был на 5 лет ниже. И если в 1970-е годы, в пору экономического подъема, некоторые страны смягчили пенсионные нормы (Франция, Италия), то сейчас все страны поднимают пенсионный возраст, что обусловлено увеличением числа пожилых и времени дожития. Рекомендованный возраст для Европы сейчас – 67 лет, но он принят пока только в Исландии, Дании и Норвегии. 

Пенсионное страхование произвело революционные изменения в отношениях между поколениями, так как это был закрепленный законодательством механизм самостоятельного обеспечения каждого работника в старости. Именно страхование, на наш взгляд, является наиболее совершенным долгосрочным механизмом договорных отношений между поколениями работающих и пенсионеров, когда пожилые получают в виде пенсионных выплат в основном, суммы, внесенные ими самими в соответствии с правилами и сроками, установленными государством.

В России в 1861 г. был принят закон о «вспомогательных товариществах» при казенных горных заводах, где с этого момента в обязательном порядке устраивались  кассы страхования от несчастных случаев. После этого регулирование страхования осуществлялось в рамках Устава о промышленности. Более чем через сорок лет (в 1903 году) в России был принят закон о вознаграждении потерпевших и их семейств за увечье и смерть в промышленных заведениях (об ответственности предпринимателей за несчастные случаи с рабочими).

После событий 9 января 1905 года была создана комиссия, которая разработала четыре законопроекта:
-о создании больничных касс для рабочих;
-о создании конфликтных комиссий из представителей рабочих и администрации
-о сокращении рабочего дня с 11,5 до 10 часов;
-о пересмотре закона, карающего за участие в забастовке.

Рабочая комиссия Думы очень долго рассматривала эти документы. В Государственную думу они попали лишь в апреле 1911 года. В январе 1912 года Дума приняла закон о государственном страховании рабочих, отвергнув все поправки социал-демократов и кадетов (только социал-демократическая фракция Думы внесла 162 поправки). Всего было принято два закона о страховании. Один - от несчастных случаев (увечий), другой - от болезней, при этом не предусматривалось пособий в случае утраты трудоспособности вследствие профессионального заболевания.

Эти два закона распространялись только на фабрично-заводских и горнозаводских рабочих с общей численностью 2,5 млн. человек, то есть примерно на   1/6 часть всех рабочих и не распространялись на сельскохозяйственных, строительных рабочих, а также прислугу и ремесленников, которые составляли большинство. Пенсии за увечье выплачивались за счет промышленников, которые создавали страховые товарищества со штатом служащих и врачей. Размер пенсии при несчастных случаях и по болезни составлял 2/3 среднего заработка при наличии семьи, а одиноким от 1/4 до 1/2 заработка.

Естественно, что после 1917 г. процесс развития социального страхования «по немецкому образцу» остановился, и стало развиваться социалистическое социальное обеспечение, которое носило четко выраженный классовый характер. Общее для всех работников пенсионное законодательство было принято в СССР только в 1956 г., а для колхозников – в 1964 г. Были установлены требования к стажу и возрасту пенсионирования, существенно более низкие, чем на Западе, что сегодня обусловливает тот тупик, в котором пенсионная система находится уже двадцать лет.

В советской системе трудовой и страховой стаж могли не совпадать, да и собственно, представление о страховом стаже не было сформировано. Это привело к тому, что у многих, особенно женщин, трудовые книжки «лежали» где-то, а они не работали. Пенсия исчислялась по стажу, а индивидуализированного, т.е. персонифицированного учета страховых сумм не было (а на Западе изначально карточка «больничной кассы» - документ более важный, чем паспорт).

Размер пенсии определялся заработком последних двух или любых двух лет, названных работником. Это приводило к завышению размера пенсий, но в условиях «уравнительного социализма» никого не волновало. Реформы пенсионной системы начались в 1989 г., но и эта первая, и последующие не были удачными или понятными населению.

На Западе после 2-й мировой войны возник целый ряд документов, регламентирующих социальные права граждан. Первая по вопросу социальных выплат Конвенция МОТ № 102 «Об основных целях и нормах социальной политики» 1952 г. определяет, что пенсия по старости должна составлять 40 % зарплаты (Конвенция.., 1962).

Такой уровень возмещения заработка при высоких требованиях к трудовому стажу и возрасту выхода на пенсию был связан с восстановлением экономики развитых стран в послевоенное время. Более поздняя Конвенция № 128 повышает этот уровень до 45 %. Еще более высокий уровень  - 55 % - определяет Рекомендация № 131, которая устанавливает, к тому же, что вводимый национальным законодательством минимальный размер пособия по старости должен гарантировать минимальный уровень жизни (42).

С начала 1990-х годов в России не реализуются даже скромные требования Конвенции № 102, хотя формально коэффициент расчета пенсий равен 0,55, т. е. 55 %. Также не соблюдается требование соответствия пенсии прожиточному минимуму. Это связано, в первую очередь, с низким уровнем заработной платы значительной части работающих, при котором пенсия, как механизм возмещения утраченного заработка, теряет экономический смысл.

 Кроме того, в 1990-х годах был введен «потолок» заработной платы для расчета пенсий, который, фактически, являлся существенным ограничителем их размера для более высоко оплачиваемых работников. Затем вместо социальных отчислений введен Единый социальный налог, а размер его уменьшен почти на треть. Поэтому, по подсчетам разных специалистов, в среднем пенсия составляет до сих пор не более 25–30 % утраченного заработка.

Столь низкий размер трудовых пенсий разрушает межпоколенческие и социально-трудовые отношения, поскольку пенсия является частью отложенного заработка. Неспособность государства собирать социальный налог и обеспечить возврат внесенных работниками сумм приводит к разрушению трудовой мотивации и, опять же, к уклонению от уплаты налогов как работниками, так и работодателями.

Контрольные вопросы

Почему социальные реформы Бисмарка оказались востребованы везде в Европе?
Какие формы пенсий существовали в дореволюционной России?
Какие недостатки были у пенсионной системы советского времени?
Какие недостатки есть у сегодняшней российской пенсионной системы


Открыть содержание курса