"Что шаг, то новая в глазах моих картина"(страница 1 из 13)

В эпоху классицизма в Россию приходит увлечение пейзажными парками. Новый принцип паркостроения родился в Англии, поэтому пейзажные парки называют также «английскими». В таких парках как бы воспроизводился природный, «дикий» пейзаж.

Одним из первых пейзажных парков России стал Английский парк в Петергофе. Императрица Екатерина II высказывалась, что «не любит в садах ни фонтанов, которые заставляют воду принимать искусственное течение, ни статуй, для которых место скорее в музеях». По её инициативе в Россию были приглашены садовый мастер Джеймс Медерс и архитектор Д. Кваренги, и в 1779 г. началось создание Английского парка.

 

А что милее Вам: шумные струи фонтанов, с силой вырывающиеся из золочёных фигур, или тихое журчание неспешных ручейков и речушек, текущих в обрамлении природных ландшафтов?

 

Д. Медерс сумел создать на ровной, заболоченной местности, заросшей диким хвойным лесом мягкий английский пейзаж.

Английский парк в Петергофе. План

Территория была искусственно всхолмлена, в результате чего образовались овраги, пригорки и лужайки.

Уголок Английского парка

Зелёные массивы были разделены водной гладью прудов.

Пруды Английского парка

Значительная часть хвойных деревьев была заменена лиственными породами. В живописный «дикий» ландшафт были вписаны мосты и павильоны. Они, как и дворец, должны были возникать перед зрителем постепенно, из-за крутого поворота тропинки, за кронами деревьев.

Галерея и мост в Оленьем зверинце. Акварель Д. Медерса. 1782 г.

 

Прошу Вас вспомнить, по каким принципам размещались постройки в регулярных парках?

"Что шаг, то новая в глазах моих картина"(страница 2 из 13)

Главным архитектурным сооружением парка стал Английский дворец, отражавшийся в глади одноимённого пруда.

Английский дворец. 1781–1796 гг. Архитектор Д. Кваренги [Литография К. Шульца]

Композиция дворца проникнута спокойной торжественной простотой. Портик, завершающий главный фасад, придаёт зданию величественный вид. При всей строгости форм необыкновенны мягкость и гармония в очертании стен, колонн, отдельных частей. Во время Великой отечественной войны через Английский парк проходил передний край обороны, и дворец был разрушен.

 

Сравните Английский дворец с другими уже известными Вам произведениями Д. Кваренги. По Вашему мнению, на какое из построенных этим архитектором зданий больше всего похож Английский дворец? Какие общие черты Вы находите в строениях мастера?

 

Строительство Английского дворца продвигалось медленно, к тому же Екатерина II всё больше времени проводила в Царском Селе (сейчас г. Пушкин). Здесь, в непосредственной близости от Екатерининского дворца с его регулярным парком эпохи барокко был создан пейзажный Английский сад, среди деревьев и прудов которого затаились парковые павильоны. Лучшим парковым сооружением строгого классицизма считают Концертный зал с перекрытой пологим куполом ротондой.

Концертный зал в Английском саду г. Пушкина. 1782–1788 гг.

Архитектор Д. Кваренги

 

Какие уже знакомые Вам признаки строгого классицизма Вы можете выделить в облике Концертного зала?

"Что шаг, то новая в глазах моих картина"(страница 3 из 13)

Со временем императрица пожелала иметь возможность совершать прогулки, не спускаясь в парк, прямо на террасе, примыкающей к её покоям, и приглашённый ею Ч. Камерон создал Висячий сад. В поднятом на уровень второго этажа саду были устроены парковые павильоны.

Павильон Агатовые комнаты в Висячем саду. 1780–1787 гг. Архитектор Ч. Камерон

Спуститься в царскосельские парки можно было как по лестнице галереи, получившей имя её создателя, так и по специально устроенному пандусу.

Камеронова галерея. 1784–1787 гг. Архитектор Ч. Камерон

ВИДЕО 43. Пандус в Царском Селе

Один из лучших пейзажных парков находится в Павловске, который отделён от Пушкина лишь линией железной дороги. Если в Пушкине мы видели произведения зодчества, характерные для различных стилей, то архитектурная «ткань» Павловска более однородна – почти все парковые постройки, как и сам дворец, появились здесь в эпоху господства классицизма.

ВИДЕО 44. Павловск. Стихи

Дворцово-парковый ансамбль Павловска берёт начало в 1777 г., когда, по случаю рождения у наследника престола Павла Петровича сына (будущего императора Александра I) Екатерина II подарила Павлу эту усадьбу. Зелёный массив Павловска, занимающий территорию 600 гектаров, живописен, как «дикая» природа. Прогуливаясь по парку, мы можем увидеть самые разнообразные ландшафты, которые, в сочетании с архитектурными сооружениями, создают то лирическое, то торжественное, а подчас даже меланхоличное настроение. В.А. Жуковский писал о Павловске:

Что шаг, то новая в глазах моих картина…

Там светится в кустах полусокрытый храм,

И тень младых берёз решёткой по стенам

Раскинувшись, чернеет,

А там у башни мост, отважною дугой

Реку перескочив, на зыби вод белеет…

ВИДЕО 45. Павловский парк

Главное сооружение парка – Павловский дворец.

Дворец в Павловске. 1782–1786 гг. Архитектор Ч. Камерон

"Что шаг, то новая в глазах моих картина"(страница 4 из 13)

Его композиция воспроизводит тип богатой итальянской виллы эпохи Ренессанса.

Италия. Вилла Ротонда близ Виченцы. 1551–1580-е гг. Архитектор Андреа Палладио

ВИДЕО 46. Павловский дворец

Тема ротонды, развитая Павловским дворцом, уже присутствовала в парке, когда дворец только начинал строиться. В виде ротонды выполнен павильон Храм Дружбы, играющий важную композиционную роль в парковых ландшафтах.

Храм Дружбы. 1780–1782 гг. Архитектор Ч. Камерон [Художник А. Лукаш]

Удачный выбор пропорций делает небольшую постройку удивительно гармоничной. Округлая форма способствует тому, что павильон отлично вписывается в пейзаж, играя роль архитектурной доминанты долины реки и не нарушая живописной мягкости ландшафта.

Храм Дружбы в ландшафте Павловского парка

ВИДЕО 47. Храм Дружбы

Екатерина II со временем охладела к своему сыну Павлу, и подумывала о лишении его престола, предполагая передать бразды правления своему старшему внуку Александру. Для него она создала в Царском Селе Александровский дворец, расположенный в непосредственной близости от Екатерининского дворца.

ВИДЕО 48. Александровский дворец в Царском Селе

Важнейший элемент окружающего дворец пейзажного парка – пруд.В водной глади живописно огибающего дворец пруда отражается великолепная дворцовая колоннада.

Александровский дворец в Царском Селе. 1792–1796 гг. Архитектор Д. Кваренги

"Что шаг, то новая в глазах моих картина"(страница 5 из 13)

Уникальный пейзажный дворцово-парковый ансамбль был создан и в самом Петербурге – на Елагином острове (по имени одного из прежних владельцев), целиком занимая этот остров невской дельты. В отличие от пригородных дворцово-парковых ансамблей, сюда можно добраться на метро.

Дворцово-парковый ансамбль Елагина острова. План

В 1816 г. император Александр I задумал приспособить старинную елагинскую усадьбу для летнего пребывания своей матери Марии Фёдоровны, которой уже трудно было ездить в Павловск. Это ответственное задание он поручил сравнительно мало известному в Петербурге К.И. Росси. Эта работа стала первым крупным архитектурным ансамблем будущего мастера. Архитектор не только превратил барский дом во дворец, но и построил заново несколько служебных и парковых корпусов и павильонов. Работы по благоустройству острова и перепланировке парка поручили опытному садовому мастеру Джозефу Бушу,совместно с которым К.И. Росси создал редчайший по красоте дворцово-парковый ансамбль. Архитектор решил поставленную перед ним задачу как режиссёр, выстраивая здания таким образом, чтобы дворец стал центром всего ансамбля. Поднятый на высокую каменную террасу, дворец обращён фасадами и к парку, и к реке.

Дворцово-парковый ансамбль Елагина острова. 1818–1822 гг. Архитектор К.И. Росси

Зодчий чётко определил пропорции здания по отношению к пространству Масляного луга и широкого речного разлива. Архитектору удалось лаконичными средствами придать довольно тяжеловесному елагинскому дому лёгкость и нарядность загородной резиденции. Надстроив небольшой по объёму третий этаж, К.И. Росси организовал переход от общей массы здания к плоскому куполу, ещё более подчеркнув центр, тем самым придав облику дворца необходимую цельность. Кроме того, он ввёл мотивпортиков с фронтонами и дополнительный орнаментальный декор.

Главный, западный фасад дворца с широкими лестницами и чугунными фигурами львов, развёрнутыми пандусами, эффектно замыкает просторный Масляный луг.

Пандус Елагина дворца

"Что шаг, то новая в глазах моих картина"(страница 6 из 13)

Расстилая перед парадным фасадом зелёный луговой газон, архитектор даёт возможность охватить всю картину одним взглядом, и она предстаёт пред нами, как зал под открытым небом, стенами которого с одной стороны являются деревья, а с другой – нарядные фасады служебных корпусов.

Ансамбль Масляного луга [Художник А. Аттален]

Восточный фасад, обращённый к реке, менее наряден, но более живописен. Разворот полукруглой лестницы устанавливает зрительную и композиционную связь дворца с парком, с берегом реки. Прекрасно найдена линия лестницы как естественного перехода к просторной лужайке на берегу реки.

Елагин дворец. Фасад со стороны Средней Невки

Архитектор решает восточный фасад с учётом его восприятия в перспективе с противоположного берега реки. Для этого он срывает береговой земляной вал и открывает вид на дворец.

Елагин дворец со стороны реки. Панорама

В панорамах невских берегов большое значение играет Павильон под флагом, отмечающий место разлива Невы на два рукава – Среднюю и Малую Невки. Место постановки павильона исключительно удачно. Отражаясь в воде, он издалека притягивает взоры.

Елагин остров. Павильон под флагом. 1821–1822 гг. Архитектор К.И. Росси

"Что шаг, то новая в глазах моих картина" (страница 7 из 13)

В период классицизма в России получили распространение пейзажные парки, имитировавшие «дикую» природу. Дворцы и павильоны в этих парках строились с таким расчётом, чтобы вид на них открывался постепенно, давая возможность зрителю открывать для себя всё новые и новые виды.

 

Мы познакомились с двумя типами парков – регулярным и пейзажным. Какие парки Вам ближе? В парках какого типа Вы готовы гулять чаще? Как меняется у Вас настроение в зависимости от общения с «регулярной» или «дикой» природой?

 

 "Что шаг, то новая в глазах моих картина"(страница 8 из 13)

"Что шаг, то новая в глазах моих картина"(страница 9 из 13)

"Что шаг, то новая в глазах моих картина"(страница 10 из 13)

"Что шаг, то новая в глазах моих картина"(страница 11 из 13)

"Что шаг, то новая в глазах моих картина"(страница 12 из 13)

"Что шаг, то новая в глазах моих картина"(страница 13 из 13)