«Для единой славы всероссийской»


Открыть содержание курса

 

Вскоре после смерти основателя городаразвитие новой столицы остановилось. Двор юного Петра II перебрался в древнюю столицу – в Москву. Лишь в 1732 г. русский двор вернулся на невские берега, и здесь возобновилось масштабное строительство. Период барокко 1730-х гг. называют иногда, по имени императрицы Анны Иоанновны,«аннинским» барокко». Характеризуют названный период как переход от относительно простого и деловитого «петровского барокко» к более яркому барокко следующего царствования – «елизаветинскому».

Период «аннинского» барокко важен, в первую очередь, градостроительными решениями, существенно повлиявшими на дальнейшее развитие российской столицы. В 1737 г., после пожаров, совершенно опустошивших Адмиралтейский остров, была создана Комиссия о Санкт-Петербургском строении, которая разработала чёткую и логичную планировочную структуру левобережной части Петербурга от Невы до южной городской границы – реки Фонтанки. Три луча так называемого «Адмиралтейского трезубца», пересечённые естественными водными протоками и трассами улиц, составили планировочный каркас этой территории.

ВИДЕО 11. Адмиралтейский трезубец

 

Может быть Вы знаете, в каких европейских городах существует подобная планировка? Где она появилась раньше, чем в Петербурге, где позже?

 

"Для единой славы всероссийкой" (страница 2 из 17)

 

На левый берег Невы перемещается центр города. Ведётся интенсивное строительство. Как и прежде, используются петровские «образцовые» проекты жилых домов. Важным отличием стало обыкновение ставить дома вдоль улиц не «единою фасадою», а с разрывами, что должно было препятствовать распространению огня в случае пожаров.

От «аннинского» барокко сохранилось совсем немного. Большинство зданий позже было перестроено. Яркие образцы «аннинского» барокко – две стоящие недалеко друг от друга церкви: Св. Симеона и Анны и Пантелеймоновская.

 Церковь Святых Праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы (Моховая ул., 48 / ул. Белинского, 4). 1731–1734 гг. Архитектор М.Г. Земцов [Художник А. Галимов]

ВИДЕО 12. Церковь Св. Симеона и Анны

Колокольни обоих храмов увенчаны невысокими (в отличие от церквей петровского времени) шпилями, а завершение единственной главой и плоскостной декор стен отсылают к архитектуре «петровского барокко».

 

Церковь Великомученика Пантелеймона (Соляной пер., 17 / ул. Пестеля, 2а). 1735–1739 гг. Архитектор И.К. Коробов(?)

ВИДЕО 13. Пантелеймоновская церковь

В 1740-х гг. петербургская архитектура делает еще один шаг к победе барокко. Это было связано с воцарением дочери Петра I– Елизаветы Петровны (потому этот период называют «елизаветинским барокко») и блестящим взлётом творчества Ф.Б. Растрелли. Сочетая православную религиозность с веселым нравом, императрица стремилась выразить могущество российской монархии в ослепительной роскоши и монументальном размахе. С невиданной интенсивностью развернулось строительство дворцов и храмов, поражавших крупным масштабом и богатством отделки.

ВИДЕО 14. Ф.Б. Растрелли

 

Сохраняя образно-композиционную систему европейского барокко, русское барокко этого периода восприняло от национальной архитектурной традиции любовь к сочному декору, контрастно выделявшемуся на глади стен, склонность к эффектному развитию композиций в высоту, пристрастие к острым пластическим контрастам.

Именно на период елизаветинского царствования пришлось своеобразное соревнование двух архитекторов – Ф.Б. Растрелли и С.И. Чевакинского. Именно они создали самые яркие образцы высокого барокко в Петербурге.

 

Савва Иванович Чевакинский (1709/1713–1770-е )

До сих пор неизвестны точные даты рождения и смерти архитектора (См. подробнее:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Чевакинский,_Савва_Иванович)

 

"Для единой славы всероссийкой" (страница 3 из 17)

 

В 1748 году по проекту Ф.Б. Растрелли началось строительство крупнейшего ансамбля елизаветинского времени –Смольного монастыря.

 

Проектная модель Смольного монастыря. 1750-е гг.

ВИДЕО 15. Смольный собор

Запомним существенное отличие Смольного собора от петербургских храмов предыдущего периода: он увенчан не одной главой, а традиционным русским пятиглавием. На такие изменения существовало специальное распоряжение императрицы, верной традиции православия.

Иной пример культового зодчества елизаветинского времени – Никольский Морской собор.

 

Никольский Морской собор (Никольская пл., 1/3). 1753–1762 гг.

Архитектор С.И. Чевакинский

Равноконечный крест плана усложнён промежуточными выступами, на которые установлены боковые главы. Они отнесены от центрального купола и сходны с ним по размерам, что придаёт пятиглавию монументальную полновесность и пространственную широту без резкой устремлённости ввысь.

На самом берегу Крюкова канала стоит стройная колокольня.

Колокольня Никольского Морского собора. 1753–1762 гг. Архитектор С.И. Чевакинский

Три ритмично убывающих по размерам яруса колокольни завершаются вытянутым куполом. Над ним – ещё один ярус, заканчивающийся тонким фигурным шпилем, напоминающим о раннем петербургском строительстве. Вертикальная динамика подчёркнута облегчением форм ордера по ярусам, а противопоставление вогнутых и выпуклых объёмов придаёт колокольне особую пластическую выразительность.

 

"Для единой славы всероссийкой" (страница 4 из 17)

 

Не менее чем храмами, елизаветинское время славно дворцовыми зданиями. Один из первых по времени строительства –Шереметевский дворец на Фонтанке (Фонтанный дом).

 

Шереметевский дворец (Фонтанный дом) (Наб. реки Фонтанки, 34). 1740–1750-е гг. Архитекторы Г.Д. Дмитриев, С.И. Чевакинский, Ф.С. Аргунов

Двухэтажное здание довольно скромно по внешнему виду. Этим дворец напоминает рядовые постройки, возводившиеся одновременно с ним на центральных петербургских улицах. Главный фасад строго симметричен. Центр выделенпилястрами и мезонином, завершённым лучковым фронтоном. Крылья заканчиваются едва намеченнымиризалитами, тоже декорированными пилястрами и увенчанными треугольными фронтонами. Таким образом, фасадная композиция сохраняет геометрическую чёткость и плоскостность, что характерно для раннего петербургского барокко. Вместе с тем затейливый рисунок наличников и пышная лепнина свидетельствуют о переходе барокко в зрелую стадию. При восприятии фасада в ракурсе, кажется, что помещённые над окнами лучковые фронтоны создают непрерывную волнообразную тягу, перебивающую вертикальные членения и насыщающую в целом спокойный фасад ощущением непрерывного движения.

 

 

 

"Для единой славы всероссийкой" (страница 5 из 17)

 

 

Окончательный переход к высокому баро демоноккстрирует Воронцовский дворецна Садовой улице.

ВИДЕО 16. Воронцовский дворец

Сравнение этого дворца с Шереметевским показывает, в чём именно состояли изменения архитектурного языка при переходе от одной фазы развития стиля к другой. Как и Фонтанный дом, Воронцовский дворец скомпонован по достаточно строгой трёхчастной схеме. Но Растрелли значительно усилил композиционную роль более высокого центрального ризалита, сделав его пластически более выразительным за счёт применения не только пилястр, но и сдвоенных приставных колонн, на которых покоятся вынесенные вперёд части карниза. Карниз становится изломанным, усложняя структуру фасада. Пышные затейливые обрамления окон заполняют в центре почти всё поле стены. Они порождают эффект волнообразного колыхания, непрерывной текучести форм, дематериализуя массив стены. По контрасту с центром пониженные боковые корпуса решены скромно, с применением плоскостной отделки.

 

Воронцовский дворец (Садовая ул., 26). 1749–1757 гг. Архитектор Ф.Б. Растрелли

В 1753 году в Петербурге начинается строительство ещё двух дворцов для елизаветинских вельмож: С.И. Чевакинский строит Шуваловский дворец на Итальянской улице, а Ф.Б, Растрелли –Строгановский дворец на углу Невского проспекта и реки Мойки.

Шуваловский дворец (Итальянская ул., 25 / Малая Садовая ул., 1). 1753–1755 гг. Архитектор С.И. Чевакинский

Шуваловский дворец, который мы можем видеть сейчас – лишь часть большой усадьбы, простиравшейся до Невского проспекта. Фасад решён по симметричной схеме. Боковые едва выступающиеризалиты под треугольными фронтонамисвоей довольно скромной плоскостной отделкой подготавливают зрителя к восприятию энергично выступающего вперёд центра. Пластическую насыщенность центральному ризалиту, помимо его усложнённой формы, сообщают приставленные к стене колонны, несущие изломанные карниз и лучковый фронтон.

Шуваловский дворец на Итальянской ул. Деталь фасада

 

"Для единой славы всероссийкой" (страница 6 из 17)

 

Подобную композицию видим на выходящем на проспект фасадеСтрогановского дворца. Здесь выступ менее выражен, но сильный пластический эффект достигается увеличением числа собранных в пучки колонн и введением скульптуры и сочной лепки. Речной фасад более спокоен. Поставленные по одной колонны несут треугольник изломанного фронтона, и вся эта композиция плотно примыкает к стене, едва нарушая её плоскостность.

 

 

Строгановский дворец (Невский пр., 17 / наб. реки Мойки, 46). 1753–1754 гг.Архитектор Ф.Б. Растрелли

ВИДЕО 17. Строгановский дворец

Самая значительная городская светская постройка времён правления Елизаветы –Зимний дворец, строившийся, по выражению автора, Ф.Б. Растрелли, «для единой славы всероссийской».

Зимний дворец (Дворцовая наб., 38). 1754–1762 гг.

Архитектор Ф.Б. Растрелли

ВИДЕО 18. Зимний дворец

 

После грандиозного пожара 1837 г. фасады Зимнего дворца были восстановлены такими, как их задумал Растрелли. Но существовали предложения оформить сгоревшую царскую резиденцию в духе допетровской архитектуры. Как Вы относитесь к такой идее?

 

Зимний дворец имеет чёткий, логичновыстроенный план, представляющий прямоугольник с крупными выступами по углам и обширным крестообразным внутренним двором. В интерьерах склонность стиля барокко к театрализованным эффектам проявилась в полной мере. По мере следования к Тронному залу через бесконечные анфилады гости должны были бытьсовершенно поражены масштабом и роскошью императорской резиденции.

 

 

 

Зимний дворец. Интерьеры

 

"Для единой славы всероссийкой" (страница 7 из 17)

 

Самая характерная особенность внешнего облика Зимнего дворца – ярко выраженная пластичность. Ощущение энергичного движения архитектурных форм создают, прежде всего, чередующиеся в свободном ритме ризалиты, а также декорирующие фасад колонны. Колонны размещены в два яруса, что подчёркивает их декоративный, неконструктивный характер. На углах многочисленных выступов колонны собираются в пучки, смягчая рёбра архитектурных объёмов и «перебегая» таким образом, с одной фасадной поверхности на другую. Те же колонны создают иллюзию движения в ином направлении – по вертикали. Продолжающие это движение декоративные скульптуры и вазы, установленные над карнизом, размывают верхнюю границу здания, делая её неопределённой, словно растворяющейся в небе…

 

Зимний дворец. Фасад

 

За столетия своего существования Зимний дворец многократно менял цвет фасадов. Растрелли задумал их близкими к розовому цвету. Позже их окрашивали в кирпичный цвет, не исключая лепных деталей. В советское время предлагали серый тон стен. На Ваш взгляд, какого цвета «одежды» больше всего подходят дворцу?

 

Один из поздних петербургских памятников «елизаветинского» барокко – Владимирский собор.

 Собор Владимирской иконы Божией Матери (Владимирский пр., 20). 1761–1769 гг. Архитектор П.А. Трезини (?) [Художник С. Гесин]

ВИДЕО 19. Владимирский собор

 

"Для единой славы всероссийкой" (страница 8 из 17)

 

Период, последовавший после «петровского барокко» - «аннинский». Этот стиль, сохраняя в целом все принципы петровской архитектуры, демонстрирует тенденцию к некоторому усложнению декора. Главное достижение этого периода – масштабные градостроительные решения, повлиявшие на дальнейшее развитие Петербурга. Следующий период петербургской архитектуры – высокое барокко, «елизаветинское». Следуя, как и прежде, в русле европейской архитектуры, петербургское зодчество, во многом благодаря пристрастиям самой царицы, восприняло многие черты русского допетровской архитектуры. В итоге Петербург украсился шедеврами, основные черты которого – торжественная монументальность, мощная пластическая экспрессия, напряжённая динамика форм, яркая полихромная окраска. При этом для большинства планировочных решений характерна строгая симметрия и чёткая прямолинейность осей и очертаний.

 

 

Архитектор следующего, классицистического периода, Джакомо Кваренги, проходя мимо Смольного собора, всегда с почтением обнажал голову. А перед каким зданием «елизаветинского» барокко Вы готовы «снять шляпу»?

 

Видеозаписи по 17 страницу включительно

 

 

 

Шереметевский дворец (Фонтанный дом). Деталь фасада

 

 

 

 

 


Открыть содержание курса