"Гром победы, раздавайся!" (страница 1 из 14)

Завершающий этап русского классицизма именуют обыкновенно поздним классицизмом, или ампиром. Этот период начинается после Отечественной войны 1812 г., когда в петербургской архитектуре нашла отражение тема военного триумфа, которая проявилась не только в торжественной парадности зданий, но и в выразительном, пышном скульптурном декоре. Другая важнейшая черта эпохи – создание или завершение знаменитых архитектурных ансамблей Петербурга. В 1830-е гг. последняя фаза классицизма завершается, и этот стиль сходит со сцены.

Одним из первых был сформирован архитектурный ансамбль Марсова поля. «Первую скрипку» в этом ансамбле играет здание казарм лейб-гвардии Павловского полка, построенное по проектуВ.П. Стасова. К Марсову полю обращён протянувшийся на 155 м. главный фасад казарм, чётко построенная строго симметричная композиция которого организована подобно крыльям Адмиралтейства.

 

Казармы Павловского полка (Марсово поле, 1 / Миллионная ул., 2 / Аптекарский пер., 2). 1817–1819 гг. Архитектор В.П. Стасов

Венчающий центральную часть аттикусложнённой ступенчатой формы насыщен динамикой, обработан пышной лепниной, и вызывает в памяти здания периода барокко.

 

Казармы Павловского полка. Центральная часть

Выразителен фасад казарм, обращённый на Миллионную улицу. Десятиколонный портик выделяет центр широкого ризалита, нагруженного тяжёлым аттиком, который служит фоном для фронтона.

 

Казармы Павловского полка. Фасад на Миллионную ул.

"Гром победы, раздавайся!" (страница 2 из 14)

Крупный, подчёркнуто монументальный строй композиции, сильная пластика ордера придают торжественно-мужественный характер зданию казарм, задающему тон в ансамбле Марсова поля. Архитектурная тема В.П. Стасова была подхваченаД. Адамини, построившим угловой дом, получивший имя «Дом Адамини».

«Дом Адамини» (Марсово поле, 7 / наб. р. Мойки, 1 / Аптекарский пер., 8) 1823–1827 гг.

Архитектор Д. Адамини

Благодаря портику «Дома Адамини», обращённому на Марсово поле, широкий шаг колоннад Павловских казарм продолжается до конца квартала, что придаёт застройке вполне завершённый облик. Здания, выстроившиеся вдоль Марсова поля, воспринимаются как единое целое. Плавно изгибаясь, «Дом Адамини» другим фасадом выходит на Мойку, где вступает в перекличку со зданиемКонюшенного ведомства.

Вид на портик «Дома Адамини» и здание Конюшенного ведомства (слева)

Здание Конюшенного ведомства, построенное ещё в правление Петра I, занимает обширный вытянутый участок с изломом посередине, отвечающим изгибу Мойки. В.П. Стасов осуществил коренную реконструкцию обветшалого комплекса, придав утилитарному сооружению монументальный характер.

Конюшенное ведомство (Конюшенная пл., 1 / наб. р. Мойки, 4). 1817–1823 гг.

Архитектор В.П. Стасов

На стыках длинных корпусов поставлены грузные по пропорциям, почти кубические павильоны, определяющие ритмический строй композиции. Дугообразный корпус обведён мощной колоннадой, словно вырастающей прямо из земли. Главным стал фасад, обращённый к Конюшенной площади. В центре, на изломе двух корпусов, возведена церковь Спаса Нерукотворного Образа, покрытая пологим куполом.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа

 

Если бы Вы не знали, что перед Вами храм,  смогли бы Вы определить, для какой цели строилось это здание?

 

 

"Гром победы, раздавайся!" (страница 3 из 14)

С этим храмом связаны трагические страницы истории русской культуры.

ВИДЕО 37. Церковь Спаса Нерукотворного Образа

К главной городской магистрали – Невскому проспекту – раскрывается ансамбль Михайловского дворца, созданныйК.И. Росси.

ВИДЕО 38. Михайловский дворец

Михайловский дворец господствует в ансамбле. Архитектор использовал традиционную планировочную схему городской усадьбы эпохи классицизма: главный корпус и служебные флигели окружают с трёх сторон парадный двор –курдонер.

Михайловский дворец (Инженерная ул., 4). Архитектор К.И. Росси

Главный фасад дворца скомпонован по классической трёхчастной схеме: в центре разместился портик парадного входа, а к нему примкнули симметричные крылья. Вид на стройный торжественный портик открывается с Невского проспекта. Главный фасад поражает торжественностью и великолепием. Это впечатление достигнуто за счёт щедрого использования декоративных форм, придающих дворцу эпохи ампира пластичность и динамизм, характерные для барокко. Продолжив колоннаду портика за его пределы, архитектор превратил стену в сложную, полную движения рельефную поверхность, обогащённую лепными деталями.

Михайловский дворец. Главный фасад

Садовый фасад дворца спокойнее, мягче. Центральную часть занимает грандиозная двенадцатиколонная лоджия, по сторонам размещены шестиколонные портики с треугольными фронтонами.

Михайловский дворец. Садовый фасад

Перед садовым фасадом раскинулся широкий луг, поэтому дворец обозревается с дальних расстояний в любое время года. Прямо к Марсову полю выдвинут небольшой по размерам, но монументальный павильон-пристань («Павильон Росси»). Как и парковый фасад Михайловского дворца, павильон виден издалека, и играет важную роль в ансамбле Марсова поля.

«Павильон Росси». 1825 г. Архитектор К.И. Росси

"Гром победы, раздавайся!" (страница 4 из 14)

Сердце Петербурга – Дворцовая площадь.

Дворцовая площадь.

С севера её ограничивает фасад Зимнего дворца. Южная сторона, получившая криволинейное очертание ещё в период барокко, была застроена различными зданиями. Масштабную реконструкцию главной площади Петербурга в период ампира осуществил К.И. Росси. Не уничтожая существующие постройки, архитектор объединил их единой лентой фасада, разорванного посередине огромной триумфальной аркой. Эти разномастные постройки, предназначенные теперь для размещения Главного штаба и министерств, сейчас зрительно воспринимаются как единое здание. Линия фасада длиной 550 м., упруго изгибаясь, переходит затем в прямолинейные отрезки, огибает очень острый угол у реки Мойки, где к основному зданию примыкает корпус Министерства финансов.

Здание Главного штаба (Дворцовая пл., 6, 8, 10). 1819–1829 гг. Архитектор К.И. Росси

Угловая часть здания Главного штаба

Архитектор блестяще согласовал свою постройку с Зимним дворцом. Подобно фасаду дворца, фасад Главного штаба разделён на два яруса. Декоративным, прижатым к стене колоннам дворца соответствуют подобные ордерные элементы штаба. Пышный лепной декор сообщает штабному зданию черты праздничной яркости, характерной и для дворца. Венчает арку колесница Победы, для облегчения нагрузки впервые в практике монументальной скульптуры не отлитая, а выполненная из медных листов.

 

Попытайтесь вспомнить, по какому принципу размещён ордер на фасадах Зимнего дворца? В чём принципиальное различие между постановкой колонн Главного штаба и дворца?

 

"Гром победы, раздавайся!" (страница 5 из 14)

Бесконечный фасад разорван посередине огромной, с пролётом в 17 м., аркой, которую К.И. Росси вывел на площадь как раз напротив центральных арок Зимнего дворца, тем самым зафиксировав ось симметрии всего ансамбля.

Арка Главного штаба

Интересно пространственное решение арки. Архитектор использовал здесь систему из трёх арок, с помощью которых скрыл сильный излом пропущенной под арочными сводами улицы, из-за поворота которой неожиданно открывается, поражая зрителя почти театральным эффектом, величественный простор Дворцовой площади.

Вид из-под арки Главного штаба на Дворцовую площадь [Художник К.П. Беггров]

Мощным акцентом дополнил ансамбльО.Р. де Монферран, соорудивший в центре Дворцовой площади памятник императору Александру I – Александровскую колонну, ставшую композиционной осью ансамбля.

Александровская колонна. 1830–1834 гг. Архитектор О.Р. де Монферран [Литография Л.Ж. Арну]

 

Кто-то из Вас, возможно, побывал в Риме, Лондоне, Париже и видел главные площади этих или других европейских столиц.  Их почти невозможно сравнивать с нашей Дворцовой. И все-таки, попытайтесь это сделать и сформулируйте свои впечатления.

"Гром победы, раздавайся!" (страница 6 из 14)

После создания ансамбля Дворцовой площади, К.И. Росси приступил к реконструкции целого квартала, состоящего из системы двух площадей, связанных улицей. Ведущую роль в ансамбле раскрытой к Невскому проспекту площади играет Александринский театр.

Александринский театр (Пл. Островского). 1828–1832 гг. Архитектор К.И. Росси

Возвышенный образ компактного прямоугольного здания театра подчёркивают торжественные портики. Глубокая лоджия главного фасада, увенчанная динамичной квадригой Аполлона, создаёт сильный светотеневой эффект. Тему портика-лоджии подхватывает корпус Публичной библиотеки, оформляющий восточную сторону площади.

Публичная библиотека (Пл. Островского, 1, 3). 1828–1834 гг. Архитектор К.И. Росси

Западный фланг площади держат два садовых павильона Аничкова дворца, созданные намного раньше театра и библиотеки.

Павильон Аничкова дворца. 1817–1818 гг. Архитектор К.И. Росси

Сразу за театром начинается улица, названная именем её создателя.

ВИДЕО 39. Улица Зодчего Росси

У берегов Фонтанки улица завершается полукруглой площадью (сейчас – пл. Ломоносова). Здесь архитектор предполагал возвести круглый храм, который должен был завершать перспективу улицы.

 

Мы с Вами уже встречали на петербургских улицах круглый в плане храм. Вспомните, пожалуйста, о каком церковном здании идёт речь?

 

 

Площадь Ломоносова

"Гром победы, раздавайся!" (страница 7 из 14)

С площади в перспективе Фонтанки открывается вид на грандиозныйИзмайловский обор.

Измайловский собор (Измайловский пр., 7а). 1828–1835 гг. Архитектор В.П. Стасов

ВИДЕО 40. Измайловский собор

40 лет строился Исаакиевский собор. Величественный храм сменил старинную постройку, история которой восходит к самому к первым годам Петербурга.

ВИДЕО 41. Исаакиевский собор

Собор высотой 102 метра – важнейшая доминанта центра Петербурга.

Исаакиевский собор (Исаакиевская пл.). 1818–1858 гг. Архитектор О.Р. де Монферран

Над прямоугольным в плане основным объёмом с четырьмя портиками возвышается окружённый кольцевой колоннадой барабан с золочёным куполом. С центральным барабаном контрастируют четыре небольшие звонницы, также увенчанные куполами.

 

Как мы видим, Измайловский и Исаакиевский соборы составлены из сходных элементов: те же четыре портика, тот же окружённый колоннадой мощный центральный барабан, с которым контрастируют малые главки. И всё же некоторые из этих элементов размещены по-разному. В чём принципиальное различие композиционного строя двух соборов?

 

 Колонны, высеченные из гранитных монолитов, контрастно выделяются на фоне серой мраморной облицовки стен. Фасады собора богато декорированы скульптурой. Исаакиевский собор, самый крупный храм Петербурга, завершил эпоху задержавшегося здесь петербургского классицизма, который, как говорят, «ушёл» из города чрез триумфальную арку…

ВИДЕО 42. Арка Сената и Синода

"Гром победы, раздавайся!" (страница 8 из 14)

 Поздний классицизм – время наивысшего взлёта петербургского градостроительства, период создания или завершения грандиозных ансамблей. Архитектура пронизана идеей военного триумфа. Богатая лепка и скульптурное убранство повествуют о победах русского оружия. По пластической выразительности и динамике здания периода ампира нередко вызывают ассоциации с постройками эпохи барокко.

 

Мы познакомились с четырьмя периодами петербургского классицизма, и смогли увидеть, что один от другого отличается порой достаточно зримо. Припомните основные особенности этих периодов. Какой классицизм Вам ближе? Какими классицистическими петербургскими зданиями Вы готовы любоваться вновь и вновь?

 

 

"Гром победы, раздавайся!" (страница 9 из 14)

"Гром победы, раздавайся!" (страница 10 из 14)

"Гром победы, раздавайся!" (страница 11 из 14)

"Гром победы, раздавайся!" (страница 12 из 14)

"Гром победы, раздавайся!" (страница 13 из 14)

"Гром победы, раздавайся!" (страница 14 из 14)