"Изнутри - наружу" (страница 1 из 21)

В конце 19 в. в Петербург приходит новый стиль – модерн, продержавшийся на архитектурном Олимпе всего десятилетие – 1900–1910 гг. Этот непродолжительный период архитектурной жизни оказался до предела насыщенным. Идеологи модерна отрицали архитектурные традиции. Резко критикуя эклектику за увлечение поверхностным декором, и стремясь преодолеть типичные для неё дробность и многословие форм, мастера модерна выработали новый пластический язык, основанный на господстве крупных, обобщённых масс и ничем не украшенных поверхностей, часто контрастно взаимодействовавших друг с другом. Новый художественный язык был неразрывно связан с рациональным подходом к проектированию. На фасадах стала выявляться структура внутреннего пространства сооружений – зачастую сложного, динамичного, лишённого обязательной классической симметрии. Руководящим принципом модерна стал принцип проектирования «изнутри – наружу», а не наоборот, что было характерно для классики и, в большинстве случаев – для эклектики. Теперь при разработке проекта архитектор исходил, прежде всего, из соображений удобства,которое и определяло систему планировки, и внутреннее пространство стало выявляться во внешней среде ассиметричными, динамичными, неуравновешенными композициями.

В период модерна в строительной практике стали активно использоваться новые материалы и технологии: натуральный камень; керамическая плитка и отделочный кирпич; металлические балки и ковка; витражные стёкла; бетон и железобетон и т.д.

Энциклопедией раннего модерна называютВитебский вокзал. План здания асимметричен, что обусловило и асимметрию объёмной композиции. Главный вход решительно сдвинут вправо и ясно обозначен громадным витражом, за которым скрыт вестибюль. В силуэте здания вестибюль выделен массивным четырёхгранным куполом. Меньшее по размеру венчание подобной же формы завершает часовую башню, смещённую влево.

 

Витебский вокзал (Загородный пр., 52). 1902–1904 гг.

Архитекторы С.А. Бржозовский, С.И. Минаш

ВИДЕО 68. Витебский вокзал

 

"Изнутри - наружу" (страница 2 из 21)

 

Американские инженерные новации применил при строительстве дома компании «Зингер» архитекторП.Ю. Сюзор. В творческой биографии крупного архитектора периода эклектики эта постройка была одной из последних, но стала, пожалуй, самой известной работой мастера. Впервые в Петербурге здесь применён металлический каркас, что позволило увеличить размеры окон.

Дом компании «Зингер» (Невский пр., 28). 1902–1904 гг. Архитектор П.Ю. Сюзор,

скульптор А.Г. Адамсон

ВИДЕО 69. Дом компании «Зингер»

Гигантская застеклённая арка в массивном обрамлении – основной мотив торгового дома «Братья Елисеевы». Нельзя не заметить, что та же тема играет важнейшую роль в облике рассмотренного нами Витебского вокзала. Как будто архитекторы соревнуются друг с другом в скорейшем применении новейших инженерных достижений.

Торговый дом «Братья Елисеевы» (Невский пр., 56 / Малая Садовая ул., 8).

1902–1903 гг. Архитектор Г.В. Барановский

ВИДЕО 70. Елисеевский магазин

 

"Изнутри - наружу" (страница 3 из 21)

 

Мы с Вами видим, что неповторимость зданий модерна во многом была результатом сотрудничества архитектора с художниками, скульпторами, лепщиками, мастерами художественной ковки, каменотёсами. Зачастую именно оригинальный декор, которым оснащены фасады построек эпохи модерна, в первую очередь притягивает взор.

На стенах – звериные морды,

Русалки с улыбкой усталой, –

Как накипь на стенах реторты,

Где варево века вскипало.

 

Вглядеться в изогнутость линий,

В растительно-зыбкий онаменнт –

Поля стилизованных лилий

Качнуться, заходят волнами.

                                                   В.С. Шефнер

Отделка фасада – вот что придаёт уникальность доходному дому герцога Н.Н. Лейхтенбергского.

Доходный дом герцога Н.Н. Лейхтенбегского (Большая Зеленина ул., 28). 1904–1905 гг.

Архитектор Ф.Ф. фон Постельс, художник С.Т. Шелковый, мозаичист В.А. Фролов

ВИДЕО 71. Дом герцога Лейхтенбергского

 

Возможно, Вы встречали ранее мозаичные панно: на станциях метро, в каких-либо учреждениях, на вокзалах, может быть, на фасадах зданий? Вспомните сюжеты этих панно, сравните с сюжетами мозаик дома Н.Н. Лейхтенбергского. Как Вы считаете, оправдано ли применение мозаичных картин на фасадах? По Вашему мнению, исходя из известных Вам примеров, фасадная мозаика дополняет архитектурные композиции или «живёт своей жизнью», будучи инородным телом на стенах зданий?

 

 

"Изнутри - наружу" (страница 4 из 21)

 

Доходные дома – довольно консервативный тип зданий. Применять при их проектировании новаторские планировочные приёмы зачастую было не слишком выгодно. Свободная планировка увеличивала комфортность жилищ, но, в условиях стеснённости городских домовладений, уменьшала площадь застройки и снижала доходность. Оставалось лишь украшать фасады многоэтажных громад «полями стилизованных лилий». Другое дело – особняки, при проектировании которых комфортность превалировала над меркантильными соображениями. Здесь-то в полной мере проявил себя принцип модерна – проектирование «изнутри – наружу».

Единый компактный блок представляет собой особняк А.Е. Молчанова и М.Г. Савиной. Асимметрия выявлена путём введения прорывающих стену окон произвольных очертаний, эркеров, балкона. Важнейшим средством построения динамичной композиции служат контрасты цвета и фактуры: серый «рваный» гранит; светлая шероховатая штукатурка; яркий, сочный майоликовый пояс.

Особняк А.Е. Молчанова и М.Г. Савиной (ул. Литераторов, 17).

1905–1907 гг. Архитектор М.Ф. Гейслер

ВИДЕО 72. Особняк Савиной и Молчанова

Самым знаменитым памятником петербургского модерна считают особняк М.Ф. Кшесинской. Сильно расчленённый асимметричный план, построенный по принципу функционального зонирования, пронизан центробежными силами.

 

Особняк М.Ф. Кшесинской. План

"Изнутри - наружу" (страница 5 из 21)

Динамичная разновысотная структура развивается от внутреннего пространства к внешнему объёму. Одноэтажное крыло словно прорастает сквозь двухэтажную жилую часть. На фасаде отчётливо читаются главный зал, освещённый пятью большими окнами, и зимний сад – кубический объём с почти сплошь остеклёнными поверхностями.

Особняк М.Ф. Кшесинской (Кронверкский пр., 1–3 / ул. Куйбышева, 2–4).

1904–1906 гг. Архитектор А.И. фон Гоген (при участии А.И. Дмиртиева)

ВИДЕО 73. Особняк Кшесинской

 

Прошу Вас припомнить, какие здания, подобно особняку М.Ф. Кшесинской, имеющие свободный асимметричный план и отвечающие этому плану объёмно-пространственные композиции, уже встречались нам на пути?

 

В год завершения строительства особняка М.Ф. Кшесинской проектировался особняк С.Н. Чаева. Общность этих сооружений прослеживается в чёткой геометричности объёмов; в применении сходных отделочных материалов; в похожей компоновке оконных проёмов.

Особняк С.Н. Чаева (ул. Рентгена, 9). 1906–1907 гг. Архитектор В.П. Апышков

 Как и в особняке М.Ф. Кшесинской, внутреннее пространство раскрывается вовне сквозь остеклённый зимний сад.

Особняк С.Н. Чаева. Вид со стороны двора

 

Не припомните ли, где мы ранее уже видели зимние сады? Может быть, Вам приходилось бывать в каких-либо зимних садах?? Вспомните, пожалуйста, Ваши впечатления от прогулок в таких «садах под стеклянным колпаком».

 

 

"Изнутри - наружу" (страница 6 из 21)

Однако в особняке С.Н. Чаева применена совершенно иная объёмно-планировочная структура. Преобладающая в особняке М.Ф. Кшесинской центробежность, «распластанность» общего плана сменилась центростремительностью, компактностью.

Особняк С.Н. Чаева. План

Пространственным ядром служит высокий холл – своего рода вертикальный стержень, на который нанизана планировка этажей.

Особняк С.Н. Чаева. Холл на уровне второго этажа

Применить традиционные для особняков модерна принципы свободной планировки к доходным домам было возможно в случае застройки обширных участков. Такой случай представился многим землевладельцам Петербургской стороны после закладки в 1897 г. постоянного Троицкого моста через Неву. Удобное сообщение с центром города, налаженное в 1903 г., сделало привлекательным этот район, началась его интенсивная застройка, цены на землю резко пошли вверх. Разумеется, в выигрыше оказались те, кто имел здесь в собственности бросовые раньше, но очень ценные теперь территории. Одной из счастливиц была мать архитектораФ.И. Лидваля, на участке которой он построил обширный жилой комплекс.

Доходный дом И.Б. Лидваль (Каменноостровский пр., 1–3 / Малая Посадская ул., 5).

1899–1904 гг. Архитектор Ф.И. Лидваль

Разновысотные строения на довольно обширном участке размещены достаточно свободно. Архитектор практически избежал «дворов-колодцев».

Доходный дом И.Б. Лидваль План

Дом И.Б. Лидваль считают программным образцом одного из течений модерна – «северного модерна», ориентировавшегося на традиционную архитектуру скверных стран.

ВИДЕО 74. Дом И.Б. Лидваль

"Изнутри - наружу" (страница 7 из 21)

Видным мастером «северного модерна» был И.А. Претро, одно из ярчайших творений которого – доходный дом Т.Н. Путиловой. В отличие от дома И.Б. Лидваль, здесь участок застроен очень плотно, зато фасадные композиции отличаются оригинальностью.

Доходный дом Т.Н. Путиловой (Большой пр. П.С., 44 / Стрельнинская ул., 1 / Ораниенбаумская ул, 2).

1906–1907 гг. Архитектор И.А. Претро

ВИДЕО 75. Дом Путиловой

Минул целый век, но благодаря высококачественным материалам и мастерству архитекторов, строителей, мастеровых в домах эпохи модерна

…камень устоял, песчаник и гранит,

И каменной сове всё видно с пьедестала,

И нас переживёт, и век пересидит.

 А.С. Кушнер

Помимо природных мотивов, в модерне применялся декор, характерный для европейского Средневековья. Подобные мотивы характерны для творчества архитектора А.Л. Лишневского.

 

Александр Львович Лишневский (1868–1942)

Когда в построенном архитектором Доме городских учреждений проявились трещины, и его обвинили в непрофессионализме, эмоциональный А.Л. Лишневский в гневе воскликнул: «Скорее можно издохнуть, чем этот дом обвалится!», и даже ввязался в потасовку с обвинителем

(См. подробнее:http://ru.wikipedia.org/wiki/Лишневский,_Александр_Львович)

 

Дом городских учреждений – одно из самых значительных сооружений петербургского модерна. Высокая угловая башня, увенчанная гранёным куполом со шпилем, и взметнувшиеся вверх щипцысоздают на редкость экспрессивный силуэт, видимый с дальних расстояний. Стилизованные мотивы готики и северного ренессанса наполняют образ здания романтическим звучанием.

Дом городских учреждений (Садовая ул., 55–57 / Вознесенский пр., 40–42).

1905–1906 гг. Архитектор А.Л. Лишневский

Размещённая на фасадах скульптура явно навеяна образами Средневековья, да и способ размещения её сродни традициям скульптурного убранства готических храмов, где, по выражению искусствоведа Н.И. Поляковой, скульптура «как бы приросла к конструкции <…>, приютилась на узких консолях <…>, скорчилась на базах опор <…>, как бы навеки примирившись со своей несвободой и приспособившись к тому пространству, где обречена была жить».

Скульптура Дома городских укчреждений

"Изнутри - наружу" (страница 8 из 21)

Подобным способом А.Л. Лишневский размещал скульптуру и на фасадах других своих построек.

Доходный дом И.Ф. Алюшинского (Малый пр. П.С., 66 / ул. Ленина, 32).

1907–1908 гг. Архитектор А.Л. Лишневский (при участии П.П. Светлицкого).

Скульптура на фасаде

Опробованные модерном материалы и композиционные приёмы применялись не только при строительстве светских сооружений, но активно внедрялись в практику культового зодчества. Сплошь облицованы камнем стены католического костёла в Ковенском переулке, в асимметричной композиции которого ощутимо влияние романского стиля.

Собор Лурдской Богоматери (Ковенский пер., 7). 1907–1909 гг.

Архитекторы Л.Н. Бенуа, М.М. Перетяткович

ВИДЕО 76. Собор Лурдской Богоматери

Совершенно неожиданным показалось многим современникам использование приёмов «северного модерна» в композиции на такую сугубо «южную» тему, как мусульманская мечеть.

Соборная мечеть (Кронверкский пр., 7 / Конный пер., 1). 1909–1920 гг.

Архитектор Н.В. Васильев (при участии А.И. фон Гогена и С.С. Кричинского)

ВИДЕО 77. Соборная мечеть

 

"Изнутри - наружу" (страница 9 из 21)

 

Сходство с образцами «северного модерна» прослеживается в обликеБуддийского храма. Как и мечеть, он напоминает древние образцы религиозного зодчества. Но и здесь «северные» черты существенно отличают здание о его далёких прототипов.

Буддийский храм (Приморский пр., 91). 1909–1915 гг.

Архитектор Г.В. Барановский (первоначальный проект Н.М. Березовского)

ВИДЕО 78. Буддийский храм

"Изнутри - наружу" (страница 10 из 21)

Модерн стремился преодолеть многовековое господство традиционных форм и создать современную архитектуру. Структурные принципы модерна – единство свободного плана и разнообъёмной композиции, взаимосвязь частей, словно вырастающих друг из друга. Разнообразные материалы, активно применяемые мастерами модерна, обогатили архитектурную палитру Петербурга.

 

В петербургском модерне, в зависимости от ориентации мастеров либо на западноевропейский модерн, либо на скандинавский вариант стиля, можно выделить две основные ветви. Условно назовём их «европейской и «северной». Какая модификация Вам ближе? Какие эмоции вызывают у Вас «русалки с улыбкой усталой» в окружении причудливо изогнутых линий? Может, Вас больше привлекают насупившиеся совы, бесстрастно смотрящие на нас со своих гранитных насестов?

 

 

 

"Изнутри - наружу" (страница 11 из 21)

 

Видео по 21 страницу