квест для жителей спб

«Красотой и великолепием светится» петровское барокко


Открыть содержание курса

 

Петербург, как известно, создавался по воле одного человека – Петра I, который задался целью построить европейскую столицу, отрешившись от древнерусского наследия. Петербургская архитектура формировалась на основе европейских стилей, ранее не существовавших в чистом виде в России. С другой стороны, влияние западной архитектуры, в том числе – барокко ощущалось в русском зодчестве уже в конце 17 в., когда на русской почве сформировалось так называемое «нарышкинское барокко». Для этого стиляхарактерны: преобладание симметричных композиций; применение элементов ордера; концентрация декора по углам зданий и вокруг оконных и дверных проёмов.

Петербургскую архитектуру времени правления Петра I и его ближайших преемников обычно определяют термином петровское барокко – по имени Петра I. Этот период занимает около 30-ти лет – с основания города в 1703 г. до вступления на престол в 1741 г. Елизаветы, дочери Петра I (иногда завершающий этап «петровского барокко» – 1730-е гг. – именуют «аннинским» барокко, о чём будет сказано в рамках следующей темы).

В чём необычность возникновения Петербурга? Город рождался в ходе Северной войны 1700–1721 гг. на вражеской, шведской, территории, поэтому первейшей задачей было строительствоСанкт-Петербургской крепости, получившей впоследствии название Петропавловской.

 

Петропавловская крепость. Общий вид

ВИДЕО 1. Легенда о строительстве Петербурга

 

"Красотой и великолепием светится" (страница 2 из 20)

 

В Европе в 17 в. на смену средневековым крепостям с зубчатыми стенами и башнями пришли крепости с многоугольнымибастионами и соединяющими ихкуртинами. Пётр I, хорошо знакомый с новейшими фортификационными идеями, к тому же имел перед глазами образец крепости подобного типа – захваченный его войсками в мае 1703 г. шведскийНиеншанц, расположенный на мысе, образуемом руслами Невы и Охты.

 

Крепость Ниеншанц. Макет

 

ВИДЕО 2. Крепость Ниеншанц

Общая структура оборонительных сооружений Петропавловской крепости родственна укреплениям Ниеншанца.

ВИДЕО 3. Петропавловская крепость

Первоначально все укрепления сооружались из земли и дерева, но вскоре были переложены в кирпиче.

ВИДЕО 4. Этапы строительства Петропавловской крепости

 

"Красотой и великолепием светится" (страница 3 из 20)

 

 

Чеканный и лаконичный силуэт крепости господствует в панораме Невы. Выразительность его определяется контрастом протяжённой горизонтали укреплений и устремлённой ввысь колокольни Петропавловского собора.

 

Колокольня Петропавловского собора

ВИДЕО 5. Петропавловский собор. Колокольня

Существующий собор заменил первоначальный деревянный храм Святых апостолов Петра и Павла, заложенный в крепости ещё летом 1703 г., и освещённый в день памяти этих святых. К названию собора восходит и имя крепости – Петропавловская.

Мы помним, что царь задумал строить Петербург как европейский город. Разрыв с русской традицией был ощутим даже при строительстве церквей. Уже вид первого, деревянного Петропавловского храма, резко противоречил традиционному облику православной церкви. Это сразу заметили приезжавшие в город иностранцы: «Красивая деревянная русская церковь об одном, на голландский манер, шпице». Идею высокого шпиля архитекторД. Трезини перенёс на каменныйПетропавловский собор.

 

ВИДЕО 6. Петропавловский собор

 

"Красотой и великолепием светится" (страница 4 из 20)

 

 

Существует мнение, что выразительная форма шпиля была «подсказана» архитектору шпилем московскойМеншиковой башни, завершённой строительством в 1707 г. Как видим, европейские архитектурные тенденции быстро приживались на русской почве.

 

Церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня) в Москве. 1701–1707 гг.

Архитектор И.П. Зарудный [Реконструкция К.К. Лопяло]

 

Шпили, перекликающиеся с вертикалями корабельных мачт, становились особенностью панорамы петровского Петербурга. В 1704 г. напротив крепости, на левом берегу Невы, стали строить Адмиралтейскую верфь, которая играла также роль второй городской фортеции. Вскоре над распластанными корпусамиАдмиралтейства поднялась башня, увенчанная шпилем.

 

Адмиралтейство при Петре I [Гравюра 1716 г.]

 

 

А как бы Вы оценили эту особенность? С каким архитектурным стилем это ассоциируется? Вспомните, как называл шпиль Адмиралтейства А.С. Пушкин в «Медном всаднике»?

"Красотой и великолепием светится" (страница 5 из 20)

На восточный фасад Петропавловского собора ориентированы решённые в виде триумфальной арки главные ворота крепости – Петровские. По сторонам воротного проезда помещены пилястры,наложенные одна на другую. С помощью этого типичного для барокко приёма намеренно усложняется пластика поверхности стены, что делает стену как бы подвижной. Ещё отчётливее принадлежность композиции ворот стилю барокко проявляется в решении венчающей части ворот, где использованы плавные криволинейные формы.

 Петровские ворота Петропавловской крепости

ВИДЕО 7. Петровские ворота

Казалось бы, стремление Петра I заявить Европе о новой столице побуждало ориентироваться при застройке Петербурга на наиболее пышные образцы европейскогозодчества. Но на русской почве черты зарубежной архитектуры трансформировались чаще всего в сторону упрощения. Это во многом было связано с большими военными тратами России. Разумеется, режим экономии в меньшей степени отразился на облике главного городского собора, но гражданская архитектура несла отпечаток свойственного петровскому времени трезвого практицизма. Особенно ярко эту тенденцию можно наблюдать, как это ни парадоксально, на примере царских дворцов того времени.

 

"Красотой и великолепием светится" (страница 6 из 20)

 

В 1708 г. напротив крепости, на левом берегу Невы, был построен первый Зимний дворец Петра I.

 

Первый Зимний дворец Петра I. 1708 г. [Реконструкция Г. Михайлова]

Одноэтажный, с высокой крышей и мезонином, «дворец» ничем не отличался бы от обывательского дома, если бы над его крышей не возвышалась башенка со шпилем – своего рода атрибутом петровского Петербурга.

ВИДЕО 8. «Петровское барокко»

В 1710 г. в Летнем саду началось строительство двухэтажного Летнего дворца Петра I.

 Летний дворец Петра I. 1710–1714 гг. Архитектор Д. Трезини (?)

Скромную архитектурную отделку дворца дополняют расположенные между этажами барельефы, в аллегорической форме прославляющие выход России к морю. Пётр I стремился убедить подданных пользоваться водным транспортом, в первую очередь, на собственном примере: прямо у входа в Летний дворец был устроен «гаванец» – небольшой прямоугольный в плане бассейн, связанный с Фонтанкой и приспособленный для причаливания судов.

 

"Красотой и великолепием светится" (страница 7 из 20)

 

 

«Гаванец» у Летнего дворца Петра I

[Реконструкция А.Э. Гессена]

Резким контрастом миниатюрным царским «дворцам» выглядит самый великолепный дворец петровского Петербурга, построенный на Васильевском острове для ближайшего царского сподвижника светлейшего князя А.Д. Меншикова. Вероятно, и это здание вспоминал в 1725 г. сподвижник Петра I, Феофан Прокопович, когда определил архитектуру петровского времени в таких словах: «Сверх всякого изряднейшего угодия красотою и великолепием светится».

 

Меншиковский дворец (Университетская наб., 15).

1710-е –1720-е гг. Архитекторы Ф. Фонтана, Г.И. Шедель [Художник М.А. Бычков]

Перекрытый высокой крышей с переломом (подобной формы крыша стала ещё одним характерным признаком петровского Петербурга), обогащённый двумя боковымиризалитами, трёхэтажный Меншиковский дворец поражает своей монументальностью. Фасады разделены на три яруса – по количеству этажей, и каждый ярус обработан пилястрами. Такая композиция характерна для палаццо итальянского Ренессанса. Сдержанность и плоскостность фасадного декора напоминают о практицизме петровского времени, но внутреннее убранство отличается богатством декоративной отделки.

  Меншиковский дворец. Интерьеры

 

"Красотой и великолепием светится" (страница 8 из 20)

 

В первые годы своего существования Петербурга его основатель размышлял над тем, где следует создавать городской центр. Заботы военного времени не оставляли царю возможности сразу приступить к строительству города поплану. Лишь в 1716 г. он утвердил составленный Д. Трезини генеральный план развития Петербурга, согласно которому центр города предполагалось разместить на Васильевском острове.

 План Петербурга Д. Трезини [Гравюра конца 1710-х гг.]

 

А как Вы относитесь к такой четкой планировке города? В каких известных Вам городах применялся похожий принцип? Какие города строились иначе? Что Вам ближе?

 

Ядром городского центра планировалось сделать площадь, занимающую всю восточную оконечность острова – его Стрелку. В 1722 г. началось строительство так называемого здания Двенадцати коллегий, которому в ансамбле отводилась важнейшая роль. Согласно замыслу архитектора, всё здание разделено на 12 однотипных частей. Эта композиция даёт идеальный пример насаждавшейся Петром I застройки «единою фасадою», когда здания вплотную примыкают друг к другу.

 

Здание Двенадцати коллегий (Университетская наб., 7 / Менделеевская линия, 2). 1722–1742 гг. Архитектор Д. Трезини [Акварель из фондов Российского государственного военно-исторического архива]

ВИДЕО 9. Здание Двенадцати коллегий

 

"Красотой и великолепием светится" (страница 9 из 20)

 

В ансамбль Стрелки входит здание Кунсткамеры, предназначенное для нужд Академии наук. Два крыла объединяются пластически выразительной астрономической башней, контрастное сочетание вогнутых и выпуклых поверхностей которой вносит в композицию динамическую напряжённость и пластическую экспрессию. Ярусная башня выполняет важную градостроительную роль, перекликаясь с другими высотными сооружениями центральной части города. Подобное взаимодействие вертикалей, взлетающих над невысокой фоновой застройкой улиц и набережных, стало одной из самых характерных особенностей архитектурной панорамы Петербурга буквально с первых лет его существования.

Кунсткамера (Университетская наб., 3 / Таможенный пер., 1). 1718–1734 гг.

Архитекторы Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Киавери, М.Г. Земцов

ВИДЕО 10. Кунсткамера

Пётр I проявлял большую заботу о внешнем виде даже обыкновенных жилых домов, и приглашённые царём архитекторы разработали типовые (тогда их называли «образцовыми») проекты обывательских жилищ. По мысли Петра I, использование этих проектов упорядочило бы застройку петербургских улиц. С этой же целью рекомендовалось ставить дома без разрыва – «единою фасадою». Пример «образцового» дома – «палаты» Троекурова на Васильевском острове.

«Палаты» Троекурова (6-я линия, 13). 1720-е гг.

Образцовый проект 

"Красотой и великолепием светится" (страница 10 из 20)

Первый этап петербургской архитектуры, по имени основателя города, получил название «петровское барокко». Это художественное направление формировалось на основе различных европейских архитектурных стилей, но под влиянием традиций национального зодчества.

К этому времени относится зарождение важных принципов, получивших развитие в последующие периоды: принцип застройки Петербурга по плану и принцип проектирования и строительства зданий ансамблями.

Отличительными чертами зданий «петровского барокко» стали: простота планировочных решений; применение на фасадах скромного плоскостного декора. Атрибуты петровского Петербурга – высокие с переломом крыши, колокольни и башни с игловидными шпилями. Эти детали придавали остроту силуэту города, возникшего на плоских невских берегах.

 

 

Каковы Ваши впечатления от этого типа петербургской архитектуры? Какие памятники Вам больше нравятся?


 

"Красотой и великолепием светится" (страница 11 из 20)

 Видеозаписи по 20 страницу включительно.
 

 

 

 

 

 

 

 

 


Открыть содержание курса