квест для жителей спб

«Летят алмазные фонтаны с весёлым шумом к облакам»


Открыть содержание курса

 

Летят алмазные фонтаны с весёлым шумом к облакам (страница 1 из 13)

В петровское время были заложены основы знаменитых пригородных дворцово-парковых ансамблей, из которых лишь Царское Село географически удалено от водной стихии. Стрельна, Петергоф и Ораниенбаум возникли как морские резиденции. К поставленным на высоких береговых уступах дворцам от Финского залива были проложены судоходные каналы. Подобный дворцово-парковый ансамбль петровского времени,Екатерингоф, сохранился в черте Петербурга.

Екатерингоф [Гравюра 1716 г.]

 

Построенный на месте первой морской победы над шведским флотом, этот комплекс был подарен царём своей жене Екатерине, откуда происходит и его название, в переводе означающее «Двор Екатерины». Деревянный дворец сгорел в 1923 г.

 

Дворец в Екатерингофе. Фото до 1923 г.

 

Стрельна расположена в 19 км. от Петербурга, вблизи от впадающей в залив речки Стрелки. Уже в 1707 г. здесь существовали особые «хоромы» Петра I и церковь. Вскоре был построен одноэтажный деревянный дворец, вблизи которого разбили сад.

ВИДЕО 20. Деревянный дворец Петра I в Стрельне

В 1714 г. началось строительство второго ансамбля с большим регулярным парком. Первый генеральный план стрельнинского ансамбля был разработан в 1716 г. приехавшим из Франции Бартоломео-Карло Растрелли (отцом архитектора Ф.Б. Растрелли), но в том же году все работы были переданы французу Жану-Батисту Леблону, после смерти которого в 1719 г. строительство возглавил итальянец Николо Микетти, завершивший формирование композиции трёхэтажного каменного дворца. В 1721 г. руководство строительством перешло к русскому архитектору Михаилу Григорьевичу Земцову, продолжившему работы в соответствии с проектом Н. Микетти.

 

Вспомните, исключением или закономерностью в петровское время было строительство одного здания при участии разных архитекторов? Как, по Вашему мнению, сказывалась частая смена архитектора на облике зданий? Какое значение имело сотрудничество русских архитекторов с иностранными мастерами?

Летят алмазные фонтаны с весёлым шумом к облакам (страница 2 из 13)

 

Большой дворец в Стрельне [Художник И. Мейер]

Большой Стрельнинский дворецвоздвигнут на двадцатиметровой естественной гряде, склон которой декорирован со стороны залива террасой. Монументальное здание замыкает перспективы каналов и аллей, придаёт панораме парка торжественность. Центральная часть прорезана тремя высокими арками.

 Большой дворец в Стрельне. Центральная часть

С дворцом связана и вся композиция Стрельнинского парка, занимающего площадь 45 гектаров. Прямоугольный в плане парк протянулся до залива. По центральной оси от дворца идёт средний, самый широкий, канал. Параллельно ему вдоль западной и восточной границ парка проложены два боковых канала. Эти три канала объединены двумя поперечными. Ближайший к заливу поперечный канал в месте пересечения с центральным каналом образует кольцо, охватывающее круглый плоский остров, засаженный при Петре I соснами.

 

      Стрельнинский парк. Общий вид

В наши дни дворец и парк были воссозданы.

 

       Стрельнинский парк. Общий вид.

Современное состояние

Строгость регулярной планировки подчёркнута линейной посадкой фигурно подстриженных деревьев.

 Стрельнинский парк

Если ансамбли Екатерингофа и Стрельны на протяжении веков сохранялось практически неизменными, то другие загородные резиденции, основанные в эпоху Петра I, достигли своего максимального блеска при его преемниках.

 

 

Летят алмазные фонтаны с весёлым шумом к облакам (страница 3 из 13)

Петергоф, расположенный в 29 км. от Петербурга, впервые упомянут в Походном журнале Петра I в 1705 г. Удобное местоположение на дороге между строящимся Петербургом и Кронштадтом привлекло царя, и он избрал эту местность для остановок во время морских поездок по заливу и назвал своим именем (Петергоф – «Двор Петра»). Весной 1714 г. на самом берегу залива по наброскам и указаниям самого Петра I началось строительство Малых палат – дворца Монплезир («Моё удовольствие»).

 

Дворец Монплезир в Петергофе. 1714–1723 гг.

Архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.Б. Леблон, Н. Микетти по эскизу Петра I

ВИДЕО 21. Дворец Монплезир в Петергофе

Другая петергофская резиденция Петра I –дворец Марли.

 

Дворец Марли в Петергофе. 1720–1723 гг. Архитектор И.Ф. Браунштейн

В зеркальной глади обширного прямоугольного пруда отражается восточный фасад двухэтажного миниатюрного дворца Марли. Западный фасад обращён к полуциркульному пруду, разделённому на четыре сектора тремя арочными мостами. Здание, стоящее на узкой перемычке, гармонично связано с водоёмами и как бы парит над ними.

 

Познакомившись с пригородными дворцами, строившимися для Петра I, вспомнив городские царские дворцы, найдите общие черты, присущие всем дворцам, предназначенным для личного пребывания основателя Петербурга.

 

Крупнейшее здание Петергофа – Большой дворец, строительство которого было начато в 1710 г. архитекторами петровской эпохи, а завершено в 1755 г. по проекту мастера «елизаветинского» барокко Ф.Б. Растрелли.

 Большой дворец в Петергофе [С гравюры М.И. Махаева]

Дворец воздвигнут на границе Верхнего сада и Нижнего парка на краю естественного уступа, и составляет единое целое с большим каскадом, являющимся как бы его подножием. Здание состоит из чётко выраженных объёмов, нарастающих к центру и чередующихся в определённом ритме. Средняя трёхэтажная часть выделена высокой фигурной кровлей, увенчанной золочёной вазой. Эта часть переходит в симметричные, тоже трёхэтажные, части, но с шатровой кровлей меньшей высоты. Со средней частью связаны два протяжённых трёхэтажных флигеля, от которых тянутся застеклённые аркады одноэтажных галерей. Они замыкаются двухэтажными корпусами – Гербовым и Церковным с куполами и золочёными главами.

От подножия дворца до залива простирается Нижний парк. Ансамбль центральной части Нижнего парка насыщен скульптурой и фонтанами, 75 из которых сосредоточены на Большом каскаде, введённом в действие в 1723 г. Полагают, петергофские фонтаны вдохновили А.С. Пушкина на описание фантастических садов Черномора в поэме «Руслан и Людмила»:

Летят алмазные фонтаны

С весёлым шумом к облакам;

Под ними блещут истуканы…

Дробясь о мраморны преграды,

Жемчужной огненной дугой

Валятся, плещут водопады.

 

Летят алмазные фонтаны с весёлым шумом к облакам (страница 4 из 13)

 

 

Большой дворец, Нижний парк и Верхний сад в Петергофе. Общий вид.

ВИДЕО 22. Большой каскад в Петергофе

Парадным подходом к Большому дворцу по суше служит Верхний сад, основное пространство которого занимает окаймлённый линиями подстриженных деревьев партер, перспективу которого подчёркивают пять фонтанов.

ВИДЕО 23. Верхний сад в Петергофе

Почти одновременно с Петергофом, в 40 км. от Петербурга на берегу Финского залива, началось создание Ораниенбаума– загородной резиденции А.Д. Меншикова.

 

Большой дворец в Ораниенбауме. 1711–1727 гг.

Архитекторы Д.М. Фонтана, И.Ф. Браунштейн, строитель Г.И. Шедель [Гравюра М.И. Махаева]

ВИДЕО 24. Ораниенбаум при Меншикове

Новый этап дворцового строительства в Ораниенбауме приходится на 1740–1760-е гг. В 1743 г. императрица Елизавета Петровна подарила усадьбу своему племяннику, наследнику престола, ставшему в 1761 г. императором Петром III. Для наследника была создана потешная крепость Петерштадт, в центре которой расположен «дом коменданта» –дворец Петра III. Конфигурация этого компактного здания приближается к кубу, у которого как бы вырезан один из углов. Именно эту часть архитектор трактует как главный фасад.

 

Дворец Петра III в Ораниенбауме. 1756–1762 гг.

Архитектор А. Ринальди.

Для жены Петра, будущей императрицы Екатерины II в 1760-е гг. началось создание Собственной дачи с Китайским дворцом ипавильоном Катальной горки, которые иногда относят к стилю рококо. В этот период в русском садово-парковом искусстве уже отмечался отход от регулярной к более свободной, пейзажной планировке парка (об этом типе парка речь пойдёт в рамках темы «Дворцово-парковые ансамбли классицизма»). Два различных по принципу композиции парка Собственной дачи переходят один в другой.

 

План Собственной дачи в Ораниенбауме

[Гравированный чертёж А. Ринальди]

 

Летят алмазные фонтаны с весёлым шумом к облакам (страница 5 из 13)

 

Расположенный в парке Китайский дворецпоставлен так, что далёких перспектив на него нет. Он возникает перед нами неожиданно. Дворец невысокий, растянутый по горизонтали. Чётко выделен центр здания в виде трёхгранного выступа. Своё название дворец получил из-за отделки некоторых интерьеров в «китайском вкусе» – шинуазри.

 Китайский дворец в Ораниенбауме. 1762–1768 гг. Архитектор А. Ринальди [Гравированный чертёж А. Ринальди.

Излюбленным развлечением в 18 в. было катание с искусственных гор на специальных колёсных тележках, и на территории Собственной дачи создали Катальную горку.

 

Катальная горка в Ораниенбауме. Реконструкция

Сложный в плане, с куполом и лестницами причудливой кривизны, богато украшенный лепкой, павильон Катальной горки – всё, что сохранилось от этого грандиозного сооружения.

 

Павильон Катальной горки. 1762–1774 гг. Архитектор А. Ринальди.

Великолепный регулярный парк находится в Пушкине (Царском Селе), в 25 км. от Петербурга. Центром композиции является Екатерининский дворец (по имени жены Петра I, Екатерины I) – одна из жемчужин архитектуры барокко.

 

Екатерининский дворец в Царском Селе. 1717–1723 гг., архитектор И.Ф. Браунштейн;

1743–1751 гг., архитекторы А.В. квасов, С.И. Чевакинский;

1752–1756 гг., архитектор Ф.Б. Растрелли [С гравюры М.И. Махаева]

Протяжённый фасад не кажется монотонным благодаря богатой, пластически насыщенной игре скульптурного декора, среди которого главное значение имеет ритм колонн.

 

Екатерининский дворец в Царском Селе. Парковый фасад.

Опорой колоннам служат вызолоченные атланты.

  Атланты Екатерининского дворца

 

Вспомните фасады Зимнего дворца в Петербурге. Какой способ размещения колонн там применён?

Летят алмазные фонтаны с весёлым шумом к облакам (страница 6 из 13)

Ф.Б. Растрелли, завершивший строительство, подчеркнул длину здания, поместив главный вход в дальнем от входа в парк конце дворца. Чтобы попасть во дворец, нужно было пройти по парадному двору вдоль всего фасада. Интерьеры дворца поражают своим великолепием.

 

В каком городском дворце Ф.Б. Растрелли применил подобный приём, «заставив» гостей проделывать долгий путь к парадному входу?

 

ВИДЕО 25. Екатерининский дворец в Царском Селе

Перед дворцом раскинулся обширный Екатерининский парк, занимающий площадь более 100 гектаров.

 Екатерининский парк в Царском Селе.

 

Перспективу парка замыкает павильон Эрмитаж.

ВИДЕО 26. Эрмитаж в Царском Селе

Регулярные парки в окрестностях Петербурга создавались в период господства барокко. Для таких парков характерна ярко выраженная симметричность композиции, центром которой обычно является дворец, хорошо видный с больших расстояний. Прямые аллеи обсажены стрижеными деревьями и кустарниками, водоёмы имеют правильную геометрическую форму.

 

 

Какие регулярные парки, помимо пригородных парков Петербурга, Вам знакомы? Насколько Вам уютно, комфортно гулять в парках регулярной планировки?

 

Видо по 17 страницу включительно

 

 

 


Открыть содержание курса