квест для жителей спб

"Мир будет изменен в основе" (страница 1 из 16)

Революционные события 1917 г., последовавшие за ними годы братоубийственной гражданской войны вызвали распад привычного уклада жизни, разруху, голод. С другой стороны, колоссальные потрясения многих закаляли, обогащали эмоциями. В этой уникальной обстановке крушения старого мира и рождения светлых надежд возникло одухотворённое, романтически окрылённое искусство. «Мир будет изменён в основе» – такое убеждение декларировано в тексте «Интернационала». В архитектуре этот период называют конструктивизмом. В Ленинграде реальная строительная практика, ориентировавшаяся на новые веяния, заняла менее десятилетия: 1925 – начало 1930-х гг. Архитектор-конструктивист мыслился как творец нового быта. В 1920-е гг. участники творческого объединения «Левый фронт искусств» прямо заявляли: «Конструктивизм – высшая формальная инженерия всей жизни».

ВИДЕО 89. Проекции авангарда

Воплощение в жизнь новых, авангардных, идей затянулось. После того, как стихли революционные бури, поначалу едва хватало сил и средств для ремонта и приспособлению под жилища рабочих старых, зачастую полуразрушенных, зданий. Первые после революции капитальные жилые дома появились в Петрограде в 1923 г.

На перекрёстках опять стучат

После таких перерывов,

И блеск кирпича

На саженных плечах –

Значит живы.

                              М. М. Шкапская

Общий поворот к новому архитектурному течению произошёл после 1925 г. Как раз в это время началось возрождение строительной активности после нескольких лет разрухи. В первую очередь развернулось сооружение жилищ для трудящихся, домов культуры, школ, стадионов, бань, а также фабрик-кухонь – одной из важнейших примет нового быта. Ленинградский конструктивизм находился под влиянием классицистических идей, он отличался повышенным вниманием к художественной форме.

 

"Мир будет изменен в основе" (страница 2 из 16)

 

Новое жилищное строительство развернулось в основном на рабочих окраинах, где появились крупные жилые комплексы – жилмассивы. Один из первых –жилмассив на Тракторной улице. Архитекторы отказались от традиционной для Петербурга сплошной застройки с тесными изолированными дворами. Образующие улицу шестнадцать трёх- и четырёхэтажных домов поставлены с промежутками, улица и обширные внутриквартальные пространства озеленены. Комплекс соразмерен человеку, полон света и простора. Место выхода улицы к проспекту Стачек отмечено размещением здесь более высоких корпусов. Компактные квартиры в две-четыре комнаты предназначены для одной или двух семей.

Жилмассив на Тракторной ул. 1925–1927 гг.

Архитекторы А.И. Гегелло, А.С. Никольский, Г.А. Симонов

В стилистике зданий отразилось движение к конструктивизму при сохранении связей с упрощённой и модернизированной неоклассикой. Целостность композиции подчёркнута своеобразным лейтмотивом – высокими полуарками, размещёнными между некоторыми домами.

Полуарка между домами на Тракторной улице

Напротив жилмассива, эффектно замыкая перспективу Тракторной улицы, высится здание школы имени 10-летия Октября. Эту постройку, сооружённую лидером ленинградского архитектурного авангардаА.С. Никольским, называют самым ранним памятником «чистого» конструктивизма. Смелая оригинальная композиция построена на контрастных сопоставлениях прямоугольных и криволинейных объёмов разной высоты. Горизонтальный разворот дугообразного корпуса сталкивается с вертикалью прямоугольной башни, завершённой куполом обсерватории.

Школа имени 10-летия Октября (пр. Стачек, 5). 1925–1927 гг. Архитектор А.С. Никольский

 

У меня при взгляде на школу, особенно в сумерках или на рассвете, появляется ощущение, что передо мной – средневековый замок с неизменной главной башней-донжоном. А какие ассоциации возникают у Вас?

 

 

 

"Мир будет изменен в основе" (страница 3 из 16)

 

Важную роль в становлении ленинградского конструктивизма сыграл проект фабрики «Красное Знамя».

Фабрика «Красное Знамя» (Пионерская ул., 53). 1926–1930-е гг.

Архитектор Э. Мендельсон

Автором был авторитетный специалист по промышленному строительству немецкий архитектор Э. Мендельсон.

 

Эрих Мендельсон (1887–1953)

Оскорблённый отступлением от проекта, низким качеством работ, архитектор отказался от авторства уже построенной фабрики «Красное Знамя»

(См. подробнее: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мендельсон,_Эрих)

ВИДЕО 90. Фабрика «Красное Знамя»

"Мир будет изменен в основе" (страница 4 из 16)

Минут десять ходьбы от фабрики «Красное Знамя» – и мы оказываемся рядом с ещё одним ярким примером промышленной архитектуры конструктивизма. Это механизированный Левашовский хлебозавод, на котором была внедрена технология индустриального хлебопечения, разработанная инженером Г.П. Марсаковым.

Левашовский хлебозавод (Барочная ул., 4а / Большая Зеленина ул., 35–37). 1930–1933 гг.

Завод не прекращал работу в суровые дни ленинградской блокады. И в наши дни предприятие функционирует по своему прямому назначению. Мы это поймём сразу, почуяв стойкий аромат свежевыпеченного хлеба…

Процесс производства протекает по круговой автоматизированной линии сверху вниз. В центре установлена вращающаяся круглая печь. Согласно концепции разработчика, структура здания не только вытекает из технологии, но и образует с ней единое целое. Основу композиции составляет цельный цилиндрический объём с примыкающими прямоугольными «башнями» лестниц.

Чтобы освободить трудящихся женщин от домашних забот, в Ленинграде были построены предприятия общественного питания – фабрики-кухни. Одна из них –фабрика-кухня Выборгского района. В динамичной асимметричной композиции ударным звеном является воспринимаемая издали угловая часть. Вертикальный блок, врезанный в горизонтальные корпуса, раскрыт остеклённой поверхностью лестницы. Далеко выдвинутый козырёк демонстрирует возможности железобетона.

Фабрика-кухня Выборгского района (Большой Сампсониевский пр., 45). 1929–1930 гг.

Архитекторы А.К. Барутчев, И.А. Гильтер, И.А. Меерзон, Я.О. Рубанчик

"Мир будет изменен в основе" (страница 5 из 16)

Помимо хлеба насущного, советский человек нуждался в пище духовной. В 1925 г. было принято решение о строительстве в разных районах города домов культуры для рабочих. Яркий пример этого типа зданий – Дворец культуры имени  М. Горького. Строгий и мужественный образ этого здания стал одним из символов новой советской архитектуры.

Дворец культуры имени  М. Горького (Пл. Стачек, 4). 1925–1927 гг.

Архитекторы А.И. Гегелло, Д.Л. Кричевский

Главный фасад во всю ширину энергично развёрнут по дуге. Выделяется центральное звено – огромная стеклянная плоскость, разделённая пилонами, которые поддерживают перекрытие зрительного зала. Две лестничные башни чётких геометрических форм словно сдерживают энергичный изгиб центрального экрана. Дворец культуры получил мировую известность, удостоившись «Гран-При» на Всемирной выставке 1937 г.

«В здоровом теле – здоровый дух». Воплощению этого постулата в жизнь должны были способствовать спортивные сооружения Ленинграда. Одно из них –стадион «Динамо», спроектированный в зрелых формах конструктивизма. Геометрические объёмы, ленточные окна и остеклённые поверхности, плоские крыши соответствовали железобетонным конструкциям. Особенно эффектен примыкающий к трибунам круглый ресторан.

Стадион «Динамо» (пр. Динамо, 44). 1930–1934 гг. Архитекторы О.Л. Лялин, Я.О. Свирский

Как здорово после напряжённых спортивных состязаний попариться в баньке! Например, в Круглой бане на площади Мужества. Основная часть здания – широкий приземистый цилиндр. Два горизонтальных пояса окон с окрашенными в тёмный тон простенками создают иллюзию непрерывного ленточного остекления. Замысел был намного смелее осуществлённой постройки. Внутренний круглый двор предполагалось превратить в бассейн под высоким стеклянным куполом.

Круглая баня на пл. Мужества. 1927–1930 гг. Архитектор А.С. Никольский

"Мир будет изменен в основе" (страница 6 из 16)

Жилая коммуна – вот какая идея овладела умами в период конструктивизма. Дом-коммуна Общества политкаторжан, рассчитанный на проживание в условиях общественного коллективного быта, был предназначен для семей бывших политических узников царизма. Квартиры были разной площади, с прекрасным видом на просторы Невы, но ни в одной из них не предусматривалась кухня!

Дом-коммуна Общества политкаторжан (Троицкая пл., 1). 1929–1933 гг.

Архитекторы Г.А. Симонов, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков

ВИДЕО 91. Дом Политкаторжан

Для советской элиты строился дом на берегу тихой речки Карповки – первый жилой дом Ленсовета.

Первый жилой дом Ленсовета (Наб. реки Карповки, 13). 1931–1935 гг.

Архитекторы Е.А. Левинсон, И.И. Фомин

В доме были оборудованы комфортабельные квартиры «улучшенного типа». Композиция построена на противопоставлении трёх основных объёмов – центрального, вогнутого, вторящего плавному повороту речки, и двух прямоугольных боковых, поставленных несимметрично. Игра объёмов, прямых и острых углов, чередование светлых поверхностей и затенённых впадин, контраст лёгкой галереи и покоящегося на ней основного массива – всё это выражает типичную для ленинградского конструктивизма тягу к повышенной экспрессии, остроте силуэта.

Сложная динамичная структура, замысловатая конфигурация отличает здание Академии железнодорожного транспорта

Академия железнодорожного транспорта (Кронверкский пр., 9). 1931–1933 гг.

Архитекторы Г.А. Симонов, П.В. Абросимов, А.Ф. Хряков

ВИДЕО 92. Академия железнодорожного транспорта-1

 

Опирающиеся на тонкие опоры, словно висящие в воздухе мощные объёмы – это одна из отличительных черт построек конструктивизма. Возможно, Вам приходилось посещать подобные здания? Может быть Вы даже живёте в таком доме, который стоит «на курьих ножках»? Какие ощущения возникают у Вас, когда приходится заходить в здание, будто поднявшееся на воздушной подушке?

 

"Мир будет изменен в основе" (страница 7 из 16)

ВИДЕО 93. Академия железнодорожного транспорта-2

В начале 1930-х гг. в советской архитектуре произошёл крутой поворот к освоению классического наследия. Идеология сталинской империи требовала монументального и представительного стиля. Новый стиль, просуществовавший два десятилетия – с середины 1930-х гг. до середины 1950-х гг. – называют «сталинским ампиром». Конструктивизм становится изгоем. Многие здания, спроектированные и даже построенные в соответствии с воззрениями конструктивистов, «обогащаются» классицистическим декором. «Декорация – наш архитектурный язык», – заявляет в 1934 г. архитектор И.А. Фомин. Появляются проекты полного изменения облика конструктивистских зданий. Так, известный нам дом-коммуна Общества политкаторжан предполагалось включить в качестве крыла во вновь проектируемую грандиозную классицистическую композицию.

Проект зданий на восточной  стороне площади Революции (сейчас Троицкая пл.). 1950-е гг.

Для принципиальных поборников идей конструктивизма резкая смена приоритетов означала творческую трагедию. Но многие ленинградские зодчие, особенно старшего поколения или учившиеся у мастеров старой школы, оказались востребованы. Среди них – Н.А. Троцкий, построивший, пожалуй, самое известное ленинградское здание в духе «сталинского ампира» – Дом Советов.

Дом Советов (Московский пр., 212). 1936–1941 гг. Архитектор Н.А. Троцкий

ВИДЕО 94. Дома архитектора Троцкого

Совсем недавно перестал существовать грандиозный памятник эпохи – стадион имени С.М. Кирова на Крестовском острове.

Стадион имени С.М. Кирова. 1932–1950 гг. Руководитель авторского коллектива

архитектор  А.С. Никольский

ВИДЕО 95. Стадион имени С.М. Кирова

"Мир будет изменен в основе" (страница 8 из 16)

Большим событием в жизни Ленинграда середины 1950-х гг. стал ввод в эксплуатацию первой линии метрополитена, проектирование которой началось до войны. В композициях многих наземных павильонов использованы хорошо узнаваемые классицистические формы, в том числе ордер. Словно дворцовые залы отделаны подземные станции.

Станция метро «Кировский завод» (пр. Стачек, 70). 1955 г. Архитектор А.К. Андреев

Станция метро «Автово» (пр. Стачек, 96). 1955 г. Архитекторы Е.А. Левинсон, А.А. Грушке

Подземная станция метро «Автово»

 

Бывали ли Вы в петербургском метро? Какое впечатление произвело на Вас оформление подземных станций? С какими петербургскими зданиями эпохи классицизма Вы можете провести параллели при взгляде на наземные павильоны петербургского метро?

 

Возродились классицистические традиции ансамблевого строительства. Яркий пример – ансамбль Комсомольской площади в районе Автово. Круглую площадь образуют динамично изогнутые здания, фасады которых обработаны в духе классицизма.

Ансамбль Комсомольской площади в Автове. 1956–1960 гг.

Архитекторы В.А. Каменский, С.Г. Майофис

"Мир будет изменен в основе" (страница 9 из 16)

Советская архитектура 1920-х – 1950-х гг. включает два противопоставленных друг другу периода – конструктивизм и «сталинский ампир». Архитекторы-конструктивисты при  проектировании исходили из функциональной логики, что выражалось в динамически составленных структурах с чёткими объёмами и лаконичными поверхностями, ясно выявленными конструкциями и плоскостями остекления. Стремительная смена приоритетов привела к возвращению ордерных композиций, декора. Подчас уже построенные конструктивистские здания «одевались» классицистические «костюмы».

 

В наши дни высказывается мнение, что архитектура ленинградского конструктивизма достойна того, чтобы люди со всех концов мира приезжали в Петербург специально для знакомства с памятниками этого периода. Согласны ли Вы с этим мнением? Какое впечатление производит на Вас архитектура русского авангарда? А «сталинский ампир», по Вашему мнению, может считаться достойным продолжателем русского классицизма?

 

 

"Мир будет изменен в основе" (страница 10 из 16)

 

Видео по 16 страницу