"На площадь выбежав, свободен стал колоннады полукруг" (страница 1 из 11)

1801–1810 гг. в петербургской архитектуре выделяют как период высокого классицизма. Значительно усилился пространственный размах зданий. Архитектурные композиции создавались из крупномасштабных и простых элементов. Одновременно повысилась активностьордера, который нередко разрастался в непрерывные колоннады. Большую роль приобрело взаимодействие архитектуры с монументальной скульптурой.

Первым петербургским зданием, относящимся к высокому классицизму, называют Казанский собор, построенный на месте прежнего храма, имевшего богатую историю.

ВИДЕО 32. Казанский собор-1

По требованию императора Павла I здание должно было походить на римский собор Св. Петра с его колоннадой. В процессе строительства архитектор А.Н. Воронихинпредложил возвести целых две колоннады.

 

 

 

Андрей Никифорович Воронихин (1759–1814)

Будущий архитектор родился в семье крепостных крестьян. Первое ремесло, которым он овладел – иконописание (См. подробнее:http://ru.wikipedia.org/wiki/Воронихин,_Андрей_Никифорович)

 

 

А.Н. Воронихин. Казанский собор. План. Вариант с двумя наружными колоннадами

При осуществлении этого проекта в натуре колоннады сформировали бы две городские площади. Осуществить удалось лишь одну колоннаду, обращённую на Невский проспект.

ВИДЕО 33. Казанский собор-2

 

"На площадь выбежав, свободен стал колоннады полукруг" (страница 2 из 11)

 

Широко распахнутая колоннада сделана по высоте вровень с основным объёмом собора. О.Э. Мандельштам так описал эту колоннаду:

На площадь выбежав, свободен

Стал колоннады полукруг…

Казанский собор (Казанская пл., 2). 1801–1811 гг. Архитектор А.Н. Воронихин

Она служит своего рода ширмой, скрывающей асимметричный боковой фасад собора. Более того, колоннада воспринимается в качестве главного фасада здания. В её упругий изгиб включено пространство небольшой площади, а боковые порталы служат сквозными проездами. Таким образом, колоннада формирует прилегающее городское пространство и активно взаимодействует с ним, что говорит о новом понимании градостроительных задач. Два её крыла состоят из четырёх рядов каннелированных колонн.

Колоннада Казанского собора

 

О.Э. Мандельштам, описывая колоннаду Казанского собора, продолжает: «И распластался храм Господень / Как лёгкий крестовик-паук». Какие ассоциации возникают у Вас при взгляде на собор?

 

В ходе строительства А.Н. Воронихин проявил себя также инженером-изобретателем, в какой-то степени опередившим своё время. Сконструированный им наружный купол собора диаметром около 18 м. представляет собой металлическую конструкцию из кованого железа. Это была первая подобная конструкция в России. Одним из новшеств было применение для облицовки Казанского собора известняка из местности Пудость под Петербургом (пудостского камня). Особенность этого материала в том, что он легко обрабатывается сразу после добычи, а затем, под воздействием воздуха, приобретает завидную прочность.

Ранее мы с Вами уже встречали на своём пути великолепное петербургское здание, фасады которого сверху донизу отделаны различными сортами естественного камня. Прошу Вас припомнить, о каком здании и о каком материале идёт речь?

 

"На площадь выбежав, свободен стал колоннады полукруг" (страница 3 из 11)

Другое творение А.Н. Воронихина –Горный институт. Композиция построена на контрастах. Очень простые боковые крылья расходятся под углом от центральной части. На фоне практически лишённых декора стен притягивает взгляд широкий портик с могучим тяжеловеснымфронтоном. Портик, составленный из двенадцати каннелированных колонн, поражает суровой мощью и величием.

 Горный институт (Наб. Лейтенанта Шмидта, 45). 1806–1811 гг.

Архитектор А.Н. Воронихин

 

Подобное контрастное построение фасада (нейтральные боковые части – акцентированный портиком центр) уже опробовал в Петербурге один из архитекторов классицизма при строительстве здания, играющего в панораме Невы не менее заметную роль, чем Горный институт. Вспомнив, о каком здании идёт речь, сравните его с Горным институтом. Какое из этих зданий Вы считаете более величественным?

 

Укрупнённые монументальные формы отвечают роли здания в городской среде. Горный институт служит основным пластическим акцентом в нижнем течении Большой Невы, одним из первых встречая как приходящие в город корабли, так и суровую морскую волну.

 

Приливная волна у Горного института

Аллегорически говорят о назначении здания, о силе Земли и богатстве её недр скульптурные группы из пудостского камня, установленные по сторонам широкой наружной лестницы Горного института.

 

Горный институт. Скульптурная группа «Похищение Прозерпины». Скульптор В.И. Демут-Малиновский

 

Горный институт. Скульптурная группа «Геркулес, удушающий Антея». Скульптор С.С. Пименов

 

"На площадь выбежав, свободен стал колоннады полукруг" (страница 4 из 11)

 

Огромное градостроительное значение имеет Биржа на Стрелке Васильевского острова, построенная по проекту Ж.Ф. Тома де Томона.

 

 

Жан Франсуа Тома де Томон (1760–1813)

Архитектор, увлёкшись осмотром постройки, сорвался со строительных лесов Большого театра в Петербурге (См. подробнее: http://ru.wikipedia.org/wiki/Тома_де_Томон,_Жан)

 

Здание Биржи было предназначено для заключения торговых сделок с купцами, перевозившими свои товары по морю и рекам. Биржа воспринимается с дальних расстояний, являясь акцентом широких невских просторов в самом центре города.

Стрелка Васильевского острова со зданием Биржи и Ростральными колоннами

Чёткий крупномасштабный объём Биржи напоминает древнегреческий периптер. Прямоугольник здания окружает мощная колоннада, поднятая на массивный гранитный цоколь. Образ Биржи исполнен величавого могущества, созвучного невскому простору.

 

Биржа (Биржевая пл., 4). 1805–1810 гг. Архитектор Ж.Ф. Тома де Томон

Связь Биржи с водной торговлей подчёркивает аллегорическая скульптура.

 

Биржа. Скульптурная группа «Нептун с двумя реками». Скульптор Ж. Камберлен

На площади перед Биржей кипела живлённая торговля.

ВИДЕО 34. Пристань у Биржи

По сторонам Биржи установлены двеРостральные колонны.

ВИДЕО 35. Ростральные колонны

 

Первоначально Ж.Ф. Тома де Томон предполагал отлить все скульптурные детали колонн, не исключая статуи рек у их подножия, из чугуна. За отливку столь крупных фигур никто не взялся, потому их высекли из камня. На Ваш взгляд, тёмные чугунные статуи у подножия обогатили бы облик колонн, или, может быть, светлые каменные скульптуры здесь всё же более уместны?

"На площадь выбежав, свободен стал колоннады полукруг" (страница 5 из 11)

Ядром ансамбля центральных площадей Петербурга является Адмиралтейство, созданное А.Д. Захаровым.

 

 

Андреян Дмитриевич Захаров (1761–1811)

Часть уже построенного восточного корпуса Адмиралтейства архитектор вынужден был разобрать, потому что она закрывала императору Александру Iвид из окон кабинета Зимнего дворца на просторы Невы (См. подробнее: http://ru.wikipedia.org/wiki/Захаров,_Андреян_Дмитриевич)

 

ВИДЕО 36. Адмиралтейство

Адмиралтейство, созданное А.Д. Захаровым, признано самым совершенным творением высокого классицизма в России. Выразительность достигнута чётко сбалансированным распределением крупных масс, чередованием нейтральных плоскостей стен и сильных объёмных акцентов.

 Адмиралтейство (Адмиралтейская наб., 2, 16 / Адмиралтейский проезд, 1).1806–1823 гг. Архитектор А.Д. Захаров

Основание башни трактовано как огромный массивный куб, прорезанный аркой. Чистую гладь стен эффектно оттеняют скульптурные группы и рельефы.

 

Арка Адмиралтейства

Скульптура аллегорически повествует о назначении здания. По сторонам арки установлены фигуры нимф, несущих земную и небесную сферы. Тяжеловесному основанию противопоставлен второй ярус башни, окружённый изящной воздушной колоннадой.

 

Колоннада второго яруса башни Адмиралтейства

Мотив кубического объёма с аркой перенесён с основания башни на торцы крыльев, обращённых к Неве.

 

Невский павильон Адмиралтейства

 

"На площадь выбежав, свободен стал колоннады полукруг" (страница 6 из 11)

 

Таким образом, в структуре грандиозного сооружения повторяются в разных сочетаниях несколько однотипных элементов. Этим достигается богатое и единое звучание всего здания Адмиралтейства.

Характерные черты высокого классицизма – крупномасштабность, пространственный размах сооружений. Композиции строятся из возможно более крупных простых элементов. Единые массивы стен подчёркиваются введением многоколонных портиков или колоннад. Большое значение в создании архитектурного образа стала играть монументальная скульптура.

 

Путешествуя по Петербургу периода высокого классицизма, мы с Вами встретились с двумя типами колонн: гладкими и каннелированными. Однажды на лекции по античному искусству был задан вопрос: «Для чего служили каннелюры?» Один из ответов гласил: «Чтобы воин при входе в храм мог оставить копьё, вставив его в этот желобок». Как бы Вы ответили на этот вопрос? По Вашему мнению, как изменится облик рассмотренных нами зданий, если заменить каннелированные колонны на гладкие, и наоборот?

"На площадь выбежав, свободен стал колоннады полукруг" (страница 7 из 11)

"На площадь выбежав, свободен стал колоннады полукруг" (страница 8 из 11)

"На площадь выбежав, свободен стал колоннады полукруг" (страница 9 из 11)

"На площадь выбежав, свободен стал колоннады полукруг" (страница 10 из 11)

"На площадь выбежав, свободен стал колоннады полукруг" (страница 11 из 11)