квест для жителей спб

Тема 5. Наряд куклы как отражение традиционного русского быта


Открыть содержание курса

Рукотворная игрушка служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. Кукла играла таинственную роль, связанную с понятиями жизни и смерти. Поэтому кукла всегда создавалась с особой тщательностью, в ее образе не могло быть случайностей – во всем был  определенный смысл. Рассмотрев с вами анатомию тряпичной куклы, мы увидели,  как проступает в ней цепочка скрытых символов, характерных для мифологического сознания крестьянина, для русской народной культуры. Как правило, тряпичные куклы являли собой простейшее изображение женской фигуры в обыденном или праздничном крестьянском наряде из лоскутов ткани.


Традиционные тряпичные куклы. Автор Т. Петрова

Наряд, как и первооснова куклы, имеет глубокие духовные корни. Издавна у разных народов одежда не только защищала от непогоды, нарядный костюм был также обязательной частью праздника.


Корзухин Алексей. Девичник. 1889 г.

Одежда могла многое рассказать о человеке, носившем ее: откуда он родом, какого возраста и сословия, чем занимается, в браке или нет. В одежде нашли выражение душа народа и его представления о прекрасном.


Фотография нач. ХХ века.

А как Вы думаете, современная наша одежда может что-то рассказать о нас? Если нет, почему? Возможно ли это в наше время? Нужно ли?

Не смотря на разнообразие женских нарядов, у них есть и общие черты. Общая особенность русского женского костюма заключалась в том, чтобы не подчеркивать формы тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями.
В традиционной русской кукле закрепились наиболее древние и устойчивые формы русской одежды.


Куклы в национальных костюмах

Поэтому сначала необходимо сказать несколько слов о русском костюме.  Народный костюм – явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Даже активное приобщение правящей верхушки и городских жителей России к западным образцам одежды в XVIII веке не коснулось основной массы  населения Начало XVIII века в России ознаменовалось реформами Петра I, которые были подготовлены постепенно накопившимися социально-экономическими изменениями. Реформы затронули практически все сферы общества: церковь, хозяйство, административный аппарат, армию, флот, культуру. Содержанием реформ в самом общем смысле явились два важнейших момента: решительный сдвиг от средневековья к Новому времени и европеизация всех областей жизни. Подробнее о реформе Петра Первого «Об упразднении старомодного русского платья» см. здесь http://www.7r2008.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=384:vovseh&catid=45:po&Itemid=59    Русская деревня вплоть до конца XIX  века оставалась носителем традиционной культуры. Еще и в начале XX века крестьянский костюм оставался истинно народным.


Крестьянская семья. Рязанская губ., с. Увяз. 1910 г.

Народный костюм создавался с учетом того, что он не должен сковывать движений человека. Он защищал в жару и холод, был удобен при любых погодных условиях. Конструкция костюма часто не требовала употребления ножниц и большого мастерства от швеи, так как, изготовляя ткань, крестьянка рассчитывала ее на конкретный вид одежды. Верхнюю одежду не застегивали на пуговицы, а подпоясывали кушаком.  

           

  Крестьянка Енисейской              Нечаев. Русские типы.

            губ. Нач . ХХ века

Это делалось специально, чтобы любой член семьи мог ее надеть. Широкий запах одежды служил карманом. Полы женской одежды шились такой ширины, чтобы в них можно было завернуть ребенка. Русский мужской костюм, распространенный повсеместно, состоял из рубахи- косоворотки, портов, пояса, обуви и головного убора (обычно это была шапка-грешневик). 

Мужскую рубаху всегда подпоясывали. Рубаха была основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, Часто парни и девушки еще в XIX в. до свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных поясом.

Из книги «Три царства – медное, серебряное и золотое». Худ. Горбаруков

 

Само слово «рубашка» происходит от корня «руб» - кусок ткани, ведь слово «рубить» когда-то имело еще значение «резать». Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.

В древности в качестве первой пеленки сыну служила рубаха отца, а дочери - рубаха матери. Она служила оберегом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей. Свою рубаху нельзя было продавать, считалось, что заодно с рубахой продашь и свое счастье, поэтому всегда так ценились люди, готовые отдать (подарить) последнюю рубашку.

Женская рубаха отличалась от мужскойтем, что была длиной до пят, а мужская - лишь до середины бедра, иногда до колена.

Женскую рубаху изготовляли с прямым вырезом на груди, без воротника или с низким воротничком-стойкой. Готовя праздничную рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, плечи, ворот и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. На сенокос надевали подольницу - рубаха с широкой полосой вышивки по подолу.

С. Бабюк. Сенокос

А вот единого национального женского костюма, несмотря на схожесть общих черт, в России не сложилось. В разных губерниях одежда женщин имела свои отличия в покрое, отделке, рисунке  ткани. Рассмотрите эти изображения.

Какие из костюмов Вам больше понравились и почему?

В разных губерниях вышивку делали по своему, используя различные орнаменты.

Но назначение было общим – украшение костюма и защита человека от злых сил, так как вышивку располагали по краям одежды: ворот, подол, низ рукава (именно отсюда злые духи могли проникнуть к телу). Для того чтобы «обезопасить» человека, вышивка содержала всевозможные священные изображения и магические символы.

И. Билибин. Василиса Прекрасная.

Современные исследователи различаютдва основных комплекса женского костюма: рубаху с сарафаном и рубаху с поневой и передником.

А. Шарлемань. Женский наряд Орловской губернии. 1916 г.

Рубаха с поневой и передником более древние по происхождению. Они наиболее характерны для южно - русского костюма. Женская длинная рубаха с рукавами – древнейший общеславянский вид одеяния. Незамужние девушки носили только рубаху с передником. А замужние надевали еще и поневу.

Понёва – полотнище, заменяющее юбку, - обязательная принадлежность одежды русской замужней женщины, прообраз современной длиннополой юбки. Только понева всегда была короче рубахи. Одевалась понева особым образом: полотно поневы оборачивали вокруг талии разрезом вперед, а края подтыкали за пояс, открывая подол рубахи, который закрывали передником.

Виноградов С.А. На работу 1895 г. 

Первоначально под «сарафаном» буквально понималось княжеское мужское одеяние, укрывавшее всю фигуру. Только в  XVI веке сарафан стал использоваться в качестве женской одежды. Он вытеснил поневу на территории России вначале в северных областях, а к началу XIX  века превратился в одну из основных частей традиционной женской одежды. Сарафаны носили с передниками, которые играли двойную роль: защищали одежду от загрязнений и прикрывали ее неукрашенные части.

Антонов С.А. Девушка, ощипывающая цветок. 1842 г.

Женский костюм не мыслился без головного убора. Замужняя женщина не могла выйти без головного убора на люди, волосы следовало заплетать в две височные косы, укладывать вокруг головы короной и прятать под головной убор. Головной платок был одной из основных частей женского костюма.

Бучкури А.А. Пряхи. 1903-1905 гг.

Кроме повседневных и праздничных платков существовали еще сорока,  повойник, кокошник.

Маленькие девочки носили на лбу простые матерчатые ленты шириной 0,5 – 2,5 сантиметра. Девушкам разрешалось носить открытые повязки – ленты, закрывавшие только лоб и затылок. До замужества девушки, разделяя волосы прямым пробором, заплетали низко на затылке одну косу в три плетешка. Коса свободно ниспадала из - под головного убора.

По праздникам девичья коса украшалась лентами и  накосниками (КОСНИК) - девичье украшение, вплетавшееся в косу при помощи шнура между прядями волос. Косник считался обязательной деталью праздничного убранства головы девушки, он завершал довольно сложную прическу. Он привязывался на конец косы, которая плелась в 12 - 14 прядей- "плёток". Для придания косе ширины, плотности в неё вплеталась тесьма, гарусные нитки, унизанные бисером, яркие разноцветные ленты. В русской деревне принято было считать, что красивая, богато убранная коса придает девушке дополнительную привлекательность. Косники получили большое распространение по всей территории, занятой русским населением    из  бисера.

Обязательной частью любого крестьянского костюма являлся пояс, причем носили его все - от мала до велика. Ведь он в первую очередь являлся   оберегом, Оберегом являлся предмет, способный, по суеверным представлениям охранить от разных бедствий.    чертой, оберегающей  тело человека от злых сил. На людях нельзя было появляться без пояса. Значимость этого момента сохранилась и в фольклоре - совсем распоясался. Пояс выполнял и элементарные функции скрепления частей одежды: им подвязывали передник, подтягивали сарафан, поддерживали порты. Пояса могли быть тканые, вязаные, ременные пояса носили только мужчины. На поясах вышивали орнаменты, а их концы оформляли кистями, помпонами, куколками-оберегами.


Кроме того, на пояс подвешивали кошельки, кисеты и другие небольшие бытовые предметы. Ведь карманы стали появляться лишь в конце XVII века. Одежду шили из  домотканого На Руси первые ткани делались изо льна, конопли, стеблей дикого хмеля и крапивы. Вплоть до 17 века ткани на Руси были домоткаными, это значит, что их ткали дома в первую очередь для собственных нужд, а уж если что-то оставалось, то и на продажу. Это были грубые неокрашенные ткани, а тонкие льняные и шелковые ввозились из-за границы. Подробнее о процессе изготовления тканей на Руси см. здесь http://rf-history.narod.ru/26.html    полотна.Такая ткань была льняной или конопляной, от белого до желто-серого цветов.

Женщина за изготовлением полотна. Уфимская губ. 1912 г.

Но в праздничном костюме использовались не только домашние ткани, но и те, что покупались  на ярмарке: шелк, ситец, сатин, парча, ленты, галун золотой или серебряный, тафта, атлас, бархат, кашемир, коленкор.

К. Юон. Красный товар. 1905 г.

Праздники требовали к себе самого серьезного, уважительного отношения, ведь это только в будни уместна умеренность в еде и простая, удобная одежда. А чем значительнее праздник, тем ярче и наряднее костюм. Вот и создавала крестьянка долгими зимними вечерами удивительный сказочный наряд, для которого требовалось немалое искусство, трудолюбие, мастерство.

Вплоть до начала XX века подобные ткани  в отличие от домотканых, оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Все обрезки тканей бережно хранили в мешочках, берегли на игрушки. А когда мастерили куклы, лоскутики тщательно подбирали. Особенно ценили красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. В народной одежде также любили красный цвет.  Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и жизнетворной силы природы, к тому же это цвет праздника. А в старину слово «красный» означало еще и красивый («красна девица»).

Елисеев Е.А. Невесты. Троицын день. 1907 г.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В старину на праздник Введения Богородицы во Храм, когда начинались зимние гулянья на санях, малым детям и именинницам посылали в подарок «козырные» санки с куклами.

Кукла с санями

Такая обязанность лежала на тещах и крестных матерях. Заметьте, «домодельные» куклы дарили родным и близким, скрепляя родовые узы: это тоже одно из свидетельств их сакрального значения. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья. И даже не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом.

Карл Лемох. Дети. 1890-ые гг.

По той же причине новорожденных завертывали в нательные родительские рубахи, пеленали в пеленки из ношеной одежды. Для кукол чаще всегоиспользовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая, таким образом, ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскутки для кукол всегда рвали руками по прямой нитке, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.

Часто кукольная одежда точно передавала особенности местных костюмов.

На кукле из Орловской губернии - холщовая рубаха с прямыми поликами, с роспашью спереди, с нашитыми на плечи прямоугольными лоскутами кумача. Ворот, как у настоящих рубах, собран на узкую обшивку и украшен зеленой шелковой лентой. Верх рукавов и манжет отделан полоской красноузорного ткачества. На кукле характерная орловская понева из домотканой шерсти с прошвой из черного и синего сатина, обшитая по подолу красным шерстяным плетеным пояском. Поверх поневы надет передник с оборкой из яркого цветастого ситца с крупнораппортным узором. На голове куклы красуется убор в виде венца, расшитый галуном, бусами, блестками, лентами.

Похожесть кукольного костюма не означает, однако, простого подражания подлинной крестьянской одежде.Напротив, мастерицы умели сделать такой отбор деталей, выработать такие традиционные приемы, которые говорят о создании художественного образа в тряпичной игрушке.

Сегодня покажется странным, что костюм с куклы не снимался. Неужели наши предки не могли додуматься до такой простой вещи? Но они не ставили перед собой этой задачи: ведь куклу творили как целостную форму. Это важный принцип –кукла не манекен для переодевания, а самоценный образ. Костюм органично участвовал в пластике игрушки. Его крой был прост и по - кукольному выразителен.

Тряпичные куклы в традиционных костюмах

Так, например, поневу для тряпичной фигурки шили из одного куска ткани, в то время как в женской одежде она была четырехклинной.

С еще большей свободой костюм декорировали. Расшитые узором оплечья рубах имитировали одной-двумя полосками вышивки красным крестом. Звучным красочным орнаментальным пятном украшает куклу передник из ситца с ярким цветочным узором. А из сложного головного убора, состоящего из нескольких частей, мастерицы выбирали лишь самую эффектную деталь - например, расшитую повязку с шелковой лентой, венчающей голову красным веером.

Кукла Орловской губернии, г. Новосиль, 1932-1933 г. Пропорции большеголовых кукол, далекие от натуры, делали и кукольный костюм условным, иносказательным. Он подчинялся природе самой куклы, существа независимого. При этом именно костюм всегда определял этнически конкретный тип в кукле, отводя ей в детских играх определенную роль. Кукла в розовом сарафане не могла исполнять роль пожилой женщины, а кукле-«женке» не дозволялось играть «невесту».

А Вы когда- нибудь делали своими руками костюмы для кукол? Нравилось Вам это занятие? Учили этому своих детей и внуков?

Задание для самостоятельной работы Костюм традиционной куклы

Предлагаю вам сделать куклу в праздничном наряде. Для этого нам понадобится: 
- бязь длиной 2 м, шириной 40 см (сложить вдвое) для тулова. 
- полоска 3 см такой же ткани длиной 80 см для головы. 
- льняная обмотка на тулово. 
- кружевная белая ткань для нижней юбки. 
- лоскут шерстяной ткани в клетку для юбки. 
- красные нитки для обвязки и 7 полосок яркой расцветки.
- белое кружево под чепец

- круглый лоскут красной ткани для головного убора диаметром 13 см. 
 - лоскут ткани для лица 10х16 см.
- лента узкая красная для повязки головного убора. 
- фартук, желательно с вышивкой.


Расцветка и вид ткани могут быть иными, в зависимости от ваших возможностей и желания.

1. Белую бязь туго сворачиваем, получается тулово 20 см высотой.

2.Обвязываем тулово красной нитью.

3. Голову дополнительно обматываем полоской ткани.


4. Сильно утолщать голову не следует.

5. Берём лоскут светлой ткани, складываем пополам и оборачиваем голову, чтобы на лице не было складок.

6. Обозначаем шею.

7. Можно этой же ниткой привязать льняную обмотку.

8. Приготовим 7 отдельных ниток для обвязки полосок. Складываем полоску пополам и закрепляем ниткой на шее как шарф. Все семь полосок туго закрепляем. 

9. Привязываем нижнюю юбку. Белое кружево должно быть видно из под верхней юбки.


10. Юбку для удобства можно нанизать на нитку, а можно сразу закрепить.

11. Белое кружево закрепляем на голове, надеваем фартук. Данный фартук с символами плодородия: земля, поле, семя, плод.

12. Накидываем красный лоскут на голову по центру,

13. Закрепляем ниткой.

14. Вытягиваем из круга ткань за середину к центру и оформляем чепчик, чтобы было видно белое кружево.

15. Сплетаем обычным способом поясок из двух нитей (также как в самостоятельном задании к теме № 3).

16. Повязываем на фартук.

17. Берём алую узкую ленту

и завязываем сзади крестообразный бант. Можно завязать и на узел, тогда концы ленточки будут спадать на спину кукле.

18. Наша нарядная кукла готова

Мастер-класс взят у Зои Пинигиной http://pinigina.livejournal.com/105464.html#cutid1


Открыть содержание курса