Тема 13. Тряпичная народная кукла в круговороте времен и событий


Открыть содержание курса

 На первый взгляд традиционная русская кукла может показаться нам простоватой,но как мы увидели, куклы очень разнообразны и по своему назначению, и по своей форме, и по декоративному исполнению. При этом традиционные куклы  не требуют каких-то сложных приемов или инструментов для изготовления. Достаточно иметь несколько ветхих тряпиц, мотка ниток и желание творить. И вот перед нами появляется новая кукла, которая хоть и похожа на своих «сестриц», но, все же, она  уникальна и неповторима. Ибо каждый человек привносит в свою игрушку частицу себя. Интересно то, что куклы мастера часто похожи на него самого.Узнаваемость человеческих черт в русской тряпичной кукле является ее неотъемлемой чертой.


Кукла Колокольчик. Автор Зоя Пинигина.

В традиционной кукле уживаются одновременно сакральная и игровая направленность. Безликость и условность внешнего облика куклыпозволяли ей в древности выступать в качестве обрядового символа,участвовать в магических заклинаниях и мистериях.


Вепские куколки

А благодаря простым художественно – выразительным средствам куклы, крестьянские дети в играх с нею отображали мир взрослых с большой долей достоверности. В кукольных играх они воспроизводили самые значимые события деревенской жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе. И это были не только игры для удовольствия, через куклу ребенок осваивал традиции, необходимые элементы взрослой жизни, учился труду. А  для девочки кукла была еще и мерилом ее мастерства.


Девушки кружевницы за плетением узоров.Фото нач. ХХ века

 Покровский Егор Арсеньевич  Покровский Егор Арсеньевич (1834 - 1895) – выдающийся представитель российской науки, известный московский врач-педиатр, доктор медицины, почетный член Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, основоположник отечественной этнографии детства. Благодаря его деятельности народная кукла впервые стала предметом научного и общественного внимания в конце 1870-х годов. Он принимал активное участие в создании Антропологической выставки в 1879 году. И в раздел ее экспозиции «Собрание по первоначальному физическому воспитанию», Покровский Е.А. включил разнообразнейший «детский материал», где среди колыбелей, детской одежды и игрушек была и народная кукла, преимущественно тряпичная. На этой выставке мир детства впервые предстал как ценностное явление народной культуры. С трудом Покровского Е.А. «Детские игры преимущественно русские» вы можете сегодня познакомиться поближе, в 1994 году он был переиздан. В продаже его не найти, но в крупных библиотеках его можно найти.   в своем энциклопедическом труде «Детские игры преимущественно русские» вышедшем в 1887 году,  писал: «<…> Куклы немало содействуют доброму направлению ума и фантазии ребенка,  вместе с тем немало способствуют развитию его языка, речи, голоса, так как дети в своих играх с куклами нередко помногу говорят, поют, и наконец, что еще драгоценнее, мало помалу содействуя, таким образом, с малых лет развитию добрых семейно - нравственных понятий и правил, <…>очевидно, что куклы заслуживают полного одобрения и поощрения».

Крестьянские дети. Фофоновская слобода. Нач. ХХ века

В сознании наших предков куклы еще обладали различными волшебными свойствами: могли защитить человека от злых сил, принять на себя его болезни и несчастья, утешить в трудную минуту, дать совет, способствовать хорошему урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи.

Семья в праздничный день. Орловская губерния, 1911 г.

Куклы – талисманы бережно хранили в семье, передавали из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Шла эта передача по женской линии от бабушки (матери) к внучке (дочке). Куклы следовали за женщиной через всю ее жизнь, часто составляя и часть приданого – матери дарили своих девичьих кукол дочерям на свадьбу, чтобы та сохранила  и передала их новым поколениям. Так через бережные руки наших прабабушек, бабушек и матерей традиционная русская кукла дошла и до наших дней.


Пахомов А.Ф. Внучка прядет

Проделав этот долгий путь с изначальных времен и до наших дней, образ традиционной куклы, неизбежно менялся. Так в конце XIX века под влиянием городской игрушки появились и мужские персонажи в кукольном мире. Знания людей постепенно менялись, расширялся их кругозор, восприятие мира становилось иным, и куклам стали вышивать или рисовать лица. Она утратила свою безликость.

               

Куклы с выставки «Толерантность» (в Смольном выставочном зале, СПб, март 2012 г.) 

Постепенно, поддаваясь влиянию времени, традиционная тряпичная кукла окончательно превратилась в детскую игрушку. А время продолжало свой бег, и человек развивался вместе с ним. Наряду с глобальными открытиями, качественно изменившими жизнь человечества в целом,люди придумывали всё новые и новые материалы для изготовления кукол.


Фото нач. ХХ века

В конце XIX века наряду с кустарными  мастерскими, где изготавливали кукол и другие игрушки, окончательно оформляется столица игрушечного промысла России - Сергиев Посад. А уж Сергиево-Посадские мастера знали, как повеселить народ! Их «потешки» двигались, звучали, поражали своим разнообразием и разноцветьем. И хотя еще в конце XIXвека крестьянские дети играли в самодельных тряпичных кукол, спрос на «настоящие» игрушки был велик. Отцы и матери привозили с ярмарки детишкам барышень и кавалеров, пупсиков и матросиков.


Кукла «Талия», кукла «Кучерок», кукла «Матросик». (Сергиев Посад)

В это же время народную игрушку и в том числе тряпичную куклу активно начинают изучать историки и этнографы. Вслед за трудами Е.А. Покровского появляются исследования, подробно разбирающие традиционную куклу и игру с нею. В обществе эта тема получила широкий отклик – по всей стране стали возникать краеведческие музеи, учителями и энтузиастами создавались общества любителей русской культуры. Усилиями таких обществ и музеев начали формироваться  прекрасные коллекции традиционных кукол и игрушек.


Корзина с традиционными русскими куклами (частная коллекция)

В конце 20-х годов ХХ века психологи старой дореволюционной школы и представители советской профессуры в ходе своих исследований пришли к выводу, что игра в куклы воспитывает сердце и волю больше, чем интеллект, что в играх с куклой отражается весь спектр окружающей жизни, проявляется природный «инстинкт материнства, имеющий громадное общественное значение». Но новая советская идеология отвергла подобное понимание, объявив куклу вредной игрушкой, суживающей интересы девочки, воспитывающей любовь к «тряпкам», нарядам, украшениям, тем самым закрепляя отрицательные навыки  мещанского быта Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии.- М.: Изд-во «Культура и традиции», 2007, с. 115   . Начались гонения на краеведение, этнологию, репрессии ученых запреты на их труды. Музеи и общества закрывались. Под запретом оказалась не только традиционная  тряпичная кукла, но и народные игры, и детские фольклорные сказки.

С точки зрения новой идеологии, кукла должна была быть идейной по содержанию и реалистичной по форме.

  
Куклы минского объединения «Мир»(фотографии с сайта belkukla.by)

Но, тем не менее, советской игрушке нового образца надо было на что-то опираться при своем становлении. В 1930-ые годы организовывались большие экспедиции,  занимавшиеся изучением традиционной игрушки нацменьшинств.


Фигурки из набора «15 союзных республик».

На фоне довольно обширной панорамы игрушки народов СССР русская народная кукла занимала более чем скромное место. Ей была посвящена работа этнографа И.М. Левиной, написанная по материалам экспедиций в северные районы России в 1920-е годы. Это исследование стало уникальным на многие годы.

Ибо в дальнейшем ни советская этнография, ни советское искусствоведение не рассматривало тряпичную куклу, как серьезный предмет для исследований. На ней был поставлен штамп – «не представляет художественной ценности». Поэтому собранные ещё в начале ХХ века традиционные куклы пылились в хранилищах краеведческих музеев. В результате такого невнимания тряпичная кукла к 1970-м годам  полностью исчезла из детского быта.


Советские куклы. 1968 год.

И неизвестно как долго бы длилось это забвение, если бы не энтузиазм и интерес, проявленный к народной игрушке  Галиной Львовной Дайн Галина Львовна Дайн (1941 - ) - кандидат искусствоведения, признанный специалист в области изучения русской игрушки и детской культуры, автор около 250 публикаций. Работы Дайн имеют ценное научное и практическое значение, используются в школах и вузовских учебных программах, на занятиях в домах народного творчества, эстетических центрах и клубах, художественных школах, в кружках фольклорного направления и православных гимназиях.   . Она способствовала возрождению и изучению традиционной тряпичной куклы в России. В 1970-х годах Г.Л. Дайн организовала свою первую экспедицию по Ярославской области, с целью изучать русскую тряпичную куклу. С тех пор она не прекращает свои поиски и исследования, заражая людей вокруг себя  и через свои книги такой же искренней любовью, неподдельным интересом и уважением к кукольным мастерам и их произведениям.

Г.Л. Дайн со своей читательницей Еленой Елагиной (Взято с сайта http://oldtoysfactory.blogspot.com)

В истории русского искусствознания Г.Л. Дайн стала первым исследователем традиционной куклы из текстиля. И каждая ее работа в этой области освещает новые аспекты и смыслы традиционной тряпичной куклы.  Работы Г.Л. Дайн Труды С трудами Г.Л. Дайн можно ознакомиться здесь http://www.knigidain.ru/biblio   , посвященные традиционной русской кукле и игрушке, на сегодняшний день являются наиболее комплексными и основательными исследованиями данного предмета. В них нет места домыслам и фантазиям, во всех своих выводах Г.Л.Дайн опирается на материалы собранные в многочисленных этнографических источниках и экспедициях.

          

Иллюстрации из книги Галины и Марии Дайн. Русская тряпичная кукла Культура, традиции, технологии

Именно Г.Л. Дайн впервые сформулировала тезис о повсеместной распространенности тряпичной куклы в детском быту русской деревни XIX- начала XX века,  продемонстрироваласоотношение  художественного содержания и формы тряпичной куклы с ее функциями,раскрыла первопричину безликости традиционной куклы и выявила  связь тщательно обозначенной груди у куклы  с почитанием Великой Матери (женского Божества).


Безликая тряпичная кукла нач.ХХ века, Смоленская губерния (илл. из книги Галины и Марии Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии) 

Благодаря труду Г.Л. Дайн тряпичной кукле был возвращен статус полноправного произведения народного искусства. И особенно важно то, что кукла  вернулась к жизни в русской культурной традиции. Начало этому положили  искусствоведы и  по совместительству сотрудники Музея Игрушки в Сергиевом Посаде В. Соловьев, Г. Дайн, Т. Перевезенцева, И. Шубенкина, М. Дайн, С. Панкова, А. Кулюкина, создавшие в конце 1980-х годов Центр Сергиевской традиционной культуры. Где они  сами с увлечением стали вертеть тряпичных кукол, изучать технологии ее изготовления.


Мастер-класс «Текстильная кукла» от художников Сергиева Посада Марии и Елены Дмитриевых (окт. 2011 года, г. Камышин).

Их начинание вызвало общественный резонанс. В постсоветские 1990 - 2000-е годы практический интерес к изучению тряпичной куклы проявился очень активно, распространяясь по городам разных областей и регионов России. Стали открываться клубы, кружки, студии на базе музеев, домах народного, детского и юношеского творчества. Знание традиций и мастерство изготовления куклы востребованы теперь как никогда прежде.

Руководитель Семейного центра мастерства и ремёсел при Никольском кафедральном соборе г. Камышина Елена Ивановна Вернидубова.
Руководитель Семейного центра мастерства и ремёсел при Никольском кафедральном соборе г. Камышина Елена Ивановна Вернидубова.

По наблюдениям  Г.Л. Дайн  тряпичной куклой занимается более 150 мастериц в Москве и Санкт – Петербурге, в Архангельске, Петразаводске и Кирове, в Ижевске и Саранске, в Рязани, в Череповце, Угличе и Ярославле, в Нижнем Новгороде, Екатеринбурге и Липецке, Челябинске и Иркутске, в подмосковных Сергиевом Посаде, Хотькове, Мытищах, Пушкине, Лыткарине.

Творческий багаж кукольников содержит свыше 100 основных типов кукол и около 200 различных их вариаций.   Кукольницы  Найти контакты и работы Риммы Тарасовой можно здесь http://kuklakaluga.narod.ru/   стараются выявлять региональные особенности местных кукол, использовать подлинные ткани и отделки, отображать этнографический  костюм Сайт Н.В. Догаевой, посвященный народной игрушке и мастерам кукольного дела см.здесь http://www.rukukla.ru/   .

Для самостоятельной работы к теме Традиционная кукла в круговороте времен и событий

Современных детей порой сложно удивить какой-то простой игрушкой. Но вариант зайчика на пальчик всегда вызывает восторг у детской аудитории. Предлагаю вам сделать его.

Хотя классическая народная игрушка делается из старых хлопчатобумажных тканей, я предлагаю вам взять флис. Из этого материала зайчата получаются  плюшевыми и пушистыми. Для изготовления зайчика на пальчик нам нужно: отрезок ткани (10 х 20 см), нитки, обрезки ткани/вата/синтепон

1. Загибаем левый верхний уголок вниз

2. И затем поднимаем этот уголок вверх.

3. Вверху у нас образовались 2 уголочка. Это будут ушки нашего зайчика. Перевязываем их ниткой.

4.     Как правило, в народной игрушке не делали узелков, а закрепляли веревочку с помощью петельки. Попробуем сделать также. После закрепления не обрываем нить, а, как и в случае с ангелом, стараемся сделать зайчика непрерывной нитью.

5. Затем берем небольшой комочек из обрезков ткани или ваты, чтобы набитьголову.

6. Перевязываем голову все той же ниточкой, предварительно пропустив ее под тканью.

7. Теперь сворачиваем низ ткани в рулетик и поднимаем его к голове

  

8. Из краев ткани формируем лапки и перевязываем их все той же ниткой, закрепляя петлей

Зайчик на пальчик готов!

Фотографии мастер – класса взяты здесь http://www.livemaster.ru/topic/94531-narodnaya-igrushka-zajchik-na-palchik?vr=1&inside=0

Для изготовления зайчика нам потребовалось совсем немного. В русской традиции существуют куклы еще более простые в своем изготовлении. Это кукла Кулема и кукла на ложке. Попробуйте сделать их, просмотрев видео.


Открыть содержание курса