"Нет украшения, о котором спросить можно, для чего оно там помещено" (страница 1 из 10)

В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета Петровна, и барокко стремительно сходит со сцены. Наступивший период русской архитектуры, продлившийся до 1830-х гг., именуют эпохой классицизма. Ещё в период барокко фаворит Елизаветы Петровны,Иван Иванович Шувалов, инициировал основание в 1757 г. в Петербурге Академии художеств, ставшей главным распространителем классицистических идей. Пользе и красоте теперь следовало находиться в неразрывном единстве. В зданиях теперь не будет «ничего неосновательного <…>, противного здравому смыслу, их наружный вид и род соответствуют их намерению, нет <…> украшения, о котором спросить можно, для чего оно там помещено или для чего благородная простота предпочтена украшениям».

Русский классицизм разделяют на периоды. Первый этап – ранний классицизм, 1760–1770-е гг., когда новый стиль ещё испытывал заметное воздействие сходившего с исторической сцены барокко. Архитекторы продолжают использовать усложнённые криволинейные элементы планов, что часто выявляется на фасадах в смягчённых очертаниях отдельных частей зданий. В то же время в архитектуру активно вводятся ордерные формы, ноколонны и пилястры чаще всего слиты с массой стены, что демонстрирует неконструктивное применение ордера – приём, характерный для барокко. Поддержанию впечатления декоративности ордерных элементов способствует также разделение глади стен лопаткаминишами, насыщение фасадов лепниной. На фоне подобным образом оформленных стен колонны и пилястры иногда словно «растворяются», играя роль фасадного декора.

Проект Большого Гостиного двораПетербурга, составленный Ф.Б. Растрелли в пышных формах барокко, был утверждён в 1757 г.

 

"Нет украшения, о котором спросить можно, для чего оно там помещено" (страница 2 из 10)

 

 

Ф.Б. Растрелли. Проект Гостиного двора

Началось строительство, но купцы посчитали его слишком дорогим, и в 1760 г. И.И. Шувалов передал заказ приехавшему из Парижа Жану-Батисту Вален-Деламоту. В 1761 г. работы продолжились по новому проекту, составленному в формах классицизма. Можно сказать, что с Большого Гостиного двора в Петербурге открывается период классицистического строительства. Ж.Б. Вален-Деламот трактовал фасады очень лаконично, подчеркнув крупный масштаб сооружения большим ордером пилястр, которые заменили предлагавшиеся Растрелли приставные колонны. Скруглённые углы с двумя парами колонн образуют мощные пластические акценты. Эти угловые закругления – пережиток барочного проекта, как и сложной формы антаблемент, тяжёлые «глыбы» которого давят на колонны. Антаблемент корпусов, протянувшихся между угловыми частями, решён в классицистическом ключе – проведён по прямой линии, без изломов. Центр главного фасада по Невскому проспекту выделен строгим портикомвместо предлагавшейся здесь Растрелли трёхъярусной башни.

 Большой Гостиный двор (Невский пр., 35 / Садовая ул., 17 / ул. Ломоносова, 4 / Перинная линия). 1761–1785 гг. Архитектор Ж.Б. Вален-Деламот

ВИДЕО 27. Большой Гостиный двор

 

Представьте, что Вы собираетесь делать покупки в Большом Гостином дворе. Задержались бы Вы в этом универмаге несколько дольше обычного, если бы он был построен в соответствии с проектом Ф.Б. Растрелли?

 

"Нет украшения, о котором спросить можно, для чего оно там помещено" (страница 3 из 10)

В панораме Большой Невы одно из главных мест занимает Академия художеств, строительство которой началось в 1764 г.

Академия художеств (Университетская наб., 17) . 1764–1771 гг., 1776–1788 гг.Архитекторы А.Ф. Кокоринов, Ж.Б. Вален-Деламот

Здание создавалось как программный образец классицизма, и потому закономерно, что авторами проекта были Ж.Б. Вален-Деламот и А.Ф. Кокоринов, возглавлявшие архитектурный класс Академии.

 

 

Александр Филиппович Кокоринов (1726–1772)

По некоторым данным, в следствие необоснованного обвинения в хищении государственных средств, архитектор покончил жизнь самоубийством на чердаке Академии художеств (См подробнее:http://ru.wikipedia.org/wiki/Кокоринов,_Александр_Филиппович)

 

В плане здание представляет собой каре из четырёх наружных корпусов с расположенным внутри него ещё одним кольцеобразным корпусом, ограничивающим просторный круглый двор.

 

Академия художеств. Общий вид

Все четыре наружных фасада расчленены на два яруса. Нижний, с арочными окнами ирустом, уподоблен сплошной аркаде, служащей массивным и устойчивым основанием. Строгим и величественным – в полном согласии с важным общественным назначением Академии художеств – делает её облик ордер верхнего яруса. Второй и третий этажи объединены ровным шагомпилястр. Пластически наиболее выразителен главный фасад, обращённый к Неве. Он имеет трёхосевую композицию, ставшую почти канонической в русском классицизме. В центре расположен портик главного входа, между колоннами которого установлены статуи Геркулеса и Флоры – копии античных оригиналов. Симметричные крылья тоже заканчиваются портиками. При всей классической строгости архитектуры здания в его облике заметно влияние барокко. Колонны не противопоставлены полю стены, они как бы вырастают из неё, продолжая сплошной ряд пилястр. Почти барочной сложностью пластики отличается переход от крыльёв к центральному ризалиту, где «спорят» друг с другом выпуклые и вогнутые поверхности стен. Достаточно сложна и форма венчающего купола, на вершине которого размещена скульптурная группа «Минерва, коронующая художества и науки».

 

"Нет украшения, о котором спросить можно, для чего оно там помещено" (страница 4 из 10)

 

 

Академия художеств. Центральная часть

Постепенный переход от пышных декоративных форм елизаветинского барокко к спокойным и величавым классицистическим композициям, олицетворяют здания, возведённые во второй половине 18 в. рядом с Зимним дворцом. Ближайшие к дворцу – зданияМалого Эрмитажа.

 

 

Юрий Матвеевич Фельтен (1730–1801)

Архитектор был помощником Ф.Б. Растрелли при сооружении Зимнего дворца

(См. подробнее: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фельтен,_Юрий_Матвеевич)

 

Южный павильон, обращённый фасадом на Миллионную улицу, по характеру решения близок барокко, но декоративные детали потеряли объёмность, словно стараясь слиться со стеной. Только массивные сдвоенные колонны, курьёзно несущие воздушные балкончики, уверенно указывают на свойственную барокко подчёркнутую декоративность ордера.

  Малый Эрмитаж. Южный павильон (Миллионная ул., 37). 1764–1775 гг.Архитекторы Ж.Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен

 

"Нет украшения, о котором спросить можно, для чего оно там помещено" (страница 5 из 10)

 

Иначе решён северный павильон, выходящий на Неву. Нижний ярус, как и в здании Академии художеств, сделан в виде несущей рустованной аркады. Он служит постаментом для стройного шестиколонного портика. В отличие от колонн соседнего Зимнего дворца, колонны невского корпуса Малого Эрмитажа немного отступили от стены, и служат реально работающими опорами, поддерживающими антаблемент. Несмотря на то, что фасад узок, портик всё же выделяет его центр, оставляя за боковыми частями роль симметричных крыльев. Так, в соответствии с требованиями классицистической эстетики, выявляется иерархия входящих в общую композицию элементов, подчёркивается главенствующая роль центра и подчинённость боковых частей. В то же время, главенствующая роль портика несколько сглаживается введением пилястр, дающих плавный, а не контрастный переход от объёмного ордера к стене. В свою очередь, филёнки и декоративные детали дробят поверхность стены, что дополнительно ослабляет ведущую роль портика. Невский павильон Малого Эрмитажа стал первой законченной постройкой раннего классицизма в Петербурге (Академия художеств была достроена только в 1788 г.), благодаря чему является своеобразным манифестом нового стиля.

Малый Эрмитаж. Северный (Невский) павильон (Дворцовая наб., 36). 1764–1775 гг. Архитекторы Ж.Б. Валлен-Деламот, Ю.М. Фельтен

В стиле, переходном от барокко к классицизму, в Петербурге возводили и культовые здания. Православный Князь-Владимирский собор строился долго. Ещё в 1741 г. на этом месте началась стройка, но дело затянулось и храм достраивали по проекту А. Ринальди.

 

 

Антонио Ринальди (1709(?)–1794)

Работы архитектора в Ораниенбауме Вам уже известны. Мастер очень широко применял в своей работе натуральные отделочные материалы

(См. подробнее: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ринальди,_Антонио)

 

Пластика объёмов, «пучки» пилястр, лучковые фронтоны – всё это черты барокко. Классицистический характер выдержан в спокойной монументальности, сдержанном рисунке фасадов, больших плоскостях стен.

 

Собор Святого Равноапостольного князя Владимира (Ул. Блохина, 26). 1741–1772 гг.Архитекторы М.Г. Земцов, П.А. Трезини, А. Ринальди

ВИДЕО 28. Князь-Владимирский собор

 

"Нет украшения, о котором спросить можно, для чего оно там помещено" (страница 6 из 10)

 

Долгую строительную историю имеет и главный католический храм Петербурга –собор Св. Екатерины на Невском проспекте. Ещё в 1761–1762 гг. проект костёла разработал Ж.Б. Вален-Деламот. Задуманная им композиция была овеяна дыханием барокко, но с 1779 г. строительство продолжил А. Ринальди, который несколько упростил и смягчил характер прежнего замысла. Главный фасад прорезан почти на всю арочной нишей с двумя колоннами. Крупное здание костёла увенчано единственным куполом. Ясность членений, слитность ордера со стеной, обработка поверхности большими плоскими впадинами типичны для раннего петербургского классицизма. О барокко живо напоминают криволинейные очертания окон и наличников, полные динамики статуи евангелистов на парапете.

Католический собор Св. Екатерины (Невский пр., 32–34, между домами). 1763–1783 гг. Архитекторы Ж.Б. Вален-Деламот, А. Ринальди

Продолжительное время строился в Петербурге уникальный Мраморный дворец. В облике дворца сочетаются черты классицизма и барокко, что, как мы уже видели, было характерно для многих зданий раннего классицизма. Уникальность здания, прежде всего, в том, что для облицовки его кирпичных стен вместо широко распространённого в Петербурге штукатурного покрытия архитектор применил естественный камень разных пород (в том числе, мрамор – отсюда и название дворца), сделав тем самым фасады очень богатыми по фактуре и колориту.

 

Как Вы считаете, какой материал отделки фасадов – штукатурка или естественный камень – более подходит для Петербурга? Почему? Какие ещё способы отделки фасадов каменных зданий Вы знаете?

"Нет украшения, о котором спросить можно, для чего оно там помещено" (страница 7 из 10)

С огибающих дворец набережной и улиц здание демонстрирует в своём облике классицистические черты. Это единый прямоугольный блок с плоскими фасадами и ровным ритмом пилястр, объединяющих два верхних этажа. Основанием композиции, подчёркивающим её устойчивость, служит выложенный розовым гранитом высокий цокольный этаж.

Мраморный дворец (Дворцовая наб., 6 / Миллионная ул., 5). 1768–1785 гг.Архитектор А. Ринальди

Главным фасадом дворец обращён в парадный двор – курдонер. Здесь центральная часть фланкирована выступающими вперёд ризалитами, обнимающими парадный двор – вроде бы классицистическая схема. Но, наоборот, здесь наиболее сильнее звучат нотки барокко. Колонны центра избавлены от конструктивной роли: они несут лишь выступающие вперёд куски карниза. Разнообразные по форме и размерам окна, окружённые изящными декоративными деталями, мягкие очертания венчающей башенки с часами – все эти приёмы явственно говорят об использовании в компоновке фасада мотивов, свойственных барокко.

 

Мраморный дворец. Парадный двор

Из первоначальных интерьеров дворца сохранились лишь парадная лестница и Мраморный зал, отличающиеся изяществом отделки, в которой большую роль играет натуральный камень и декоративная скульптура.

ВИДЕО 29. Мраморный дворец

Первый этап петербургского классицизма – ранний – ещё находился под влиянием барокко, что выражалось в применении усложнённых элементов планов, выявленных на фасадах криволинейными выступами; неконструктивным применением ордерных элементов. В то же время, в композиции фасадов всё активнее начинает проявляться классицистический подход: выделение главенствующего центра и подчинённых ему боковых крыльев здания. С другой стороны, ясность этой композиции нередко затушёвывалась разделением глади стен нишами, а также заполнением промежутков между колоннами и пилястрами богатым декоративным орнаментом.

 

Нравятся ли Вам памятники раннего классицизма? Какие из них Вы отнесли бы скорее к периоду барокко, какие не вызывают у Вас сомнения, что это – классицизм?

 

"Нет украшения, о котором спросить можно, для чего оно там помещено" (страница 8 из 10)

Первый этап петербургского классицизма – ранний – ещё находился под влиянием барокко, что выражалось в применении усложнённых элементов планов, выявленных на фасадах криволинейными выступами; неконструктивным применением ордерных элементов. В то же время, в композиции фасадов всё активнее начинает проявляться классицистический подход: выделение главенствующего центра и подчинённых ему боковых крыльев здания. С другой стороны, ясность этой композиции нередко затушёвывалась разделением глади стен нишами, а также заполнением промежутков между колоннами и пилястрами богатым декоративным орнаментом.

 

Нравятся ли Вам памятники раннего классицизма? Какие из них Вы отнесли бы скорее к периоду барокко, какие не вызывают у Вас сомнения, что это – классицизм?

"Нет украшения, о котором спросить можно, для чего оно там помещено" (страница 9 из 10)

 

"Нет украшения, о котором спросить можно, для чего оно там помещено" (страница 10из 10)