квест для жителей спб

Общество рационального потребления в экологическом контексте


Открыть содержание курса

Мир достаточно велик, чтобы накормить всех людей, но он слишком мал, чтобы насытить человеческую алчность. (М. Ганди)

Современное общество часто называют обществом потребления. Нa поведение людей кaк потребителей действует множество фaкторов - деньги, обрaзовaние, зaботa о личном здоровье, модa, реклaмa - они формируют мотивации и вкусы человека.Видео 58.

Как Вы понимаете суть «общества потребления»? Совпадает ли это с его толкованием автором фильма, фрагмент которого Вы посмотрели?

Неумеренное потребление теснейшим образом связано с резким увеличением  нагрузки на природные  ресурсы, количество которых стремительно убывает как из-за роста населения Земли, так и возрастания его потребностей. Уже давно потребление большого количества населения вышло за рамки необходимого для  физического существование. Однако в последние десятилетия уровень потребления в мире и, соответственно, расходование ресурсов стали возрастать  особенно резко.

Так, в ХХ в. потребление энергетических ресурсов увеличилось в 15 раз. С 1975 по 2005 г. оно превысило объем их использования за весь предшествующий период развития человеческой цивилизации! Это хорошо видно на рисунке и не нуждается в комментариях. С 1960 по 2000 г. личные расходы на товары и услуги возросли более чем в четыре раза - с 4,8 млрд долларов до 20 млрд.

Однако это касается далеко не всех стран и регионов. Проблему грядущей ресурсной недостаточности  связывают, прежде всего, с жизнью так называемого «золотого миллиарда». Этот термин относится к населению развитых стран (США, Евросоюза и ряда других) с достаточно высоким уровнем жизни в условиях ограниченности ресурсов. По основным душевым показателям уровня жизни (потребление ценных видов продовольствия, в том числе животных белков, показатели автомобилизации, телефонизации, транспортной подвижности населения, оснащенность бытовой техникой и др.) различия между западными и развивающимися странами достигают 10-15 и даже 100 раз.  А соотношение в уровнях потребления энергии в промышленно развитых и развивающихся странах составляет приблизительно 10:1. Существуют обоснованные прогнозы ученых,  что если уровень потребления стран «третьего мира» приблизится к уровню развитых стран, это приведет к окончательной природной катастрофе.

В то же время страны «золотого миллиарда» не способны  принципиально  решить проблему нехватки ресурсов. Ресурсная база истощается все равно, это глобальная опасность. И если сегодня«золотым» является миллиард, завтра это будет уже полмиллиарда, послезавтра — еще меньше. Модель «золотого миллиарда» со всеми его инновационными технологиями только отсрочивает кризис, но не отвечает на вызовы, которые стоят перед человечеством. Подробнее об этом рассказывается в выступлении проф. В. Э. Багдасаряна: Видео 59.

Исключительно сильное воздействие нa  окружaющую среду окaзывaют домaшние хозяйствa. Например, в Европе на нужды домохозяйства потребляется до 70% промышленных товaров. Особенно острые проблемы создает автотранспорт. Так, кaждые три из четырех семей в Европе имеют по крaйней мере одну aвтомaшину. И это только вершина айсберга.

Таким образом, истощение природных ресурсов в обществе потребления постоянно растет, и проблема эта становится все более актуальной.

С проблемой неуправляемого потребления связана и другая экологическая проблема - образование большого количества отходов (Тема «Отходы хозяйственной деятельности человека как экологическая проблема»),  опасных  и для окружающей природной среды, и для здоровья человека.

Очевидно, выход из сложившегося глобального экологического кризиса - не в ориентации на «золотой миллиард», а в осмысленном движении к устойчивому развитию, которое означает использование ресурсов таким образом, чтобы они успевали самовосстановливаться, и чтобы последующие поколения людей располагали тем же ресурсами, что и ныне живущие. Одним из необходимых условий устойчивого развития является изменение мировоззрения людей.

Давайте посмотрим, в контексте этой темы, на нашу жизнь как членов общества потребителей. Насколько наше мировоззрение можно назвать потребительским? Зачастую, заходя в магазин, мы еще не решили, что именно будем покупать. Иногда мы заходим туда просто так, чтобы отдохнуть, купить какую-нибудь вещицу, ради собственного удовольствия.

Со временем, однако, эти «маленькие удовольствия» становятся все важнее и важнее, и постепенно могут превращаться в основной смысл жизни. Таким образом,покупки - потребление - все чаще становятся существенной «радостью жизни» и одним из основных занятий, формируя под влиянием всепобеждающей рекламы мировоззрение и образ жизни миллионов людей. Потребительский образ жизни ярче всего проявляется именно во время «шопинга». Многие люди изначально склонны (в большей или меньшей степени) воспринимать покупки как важный фактор, помогающий избавиться от стресса, подтверждая определенный социальный и материальный статус,  облегчая  процесс утверждения и общения в той или иной социальной группе.

А что для Вас «шопинг»? Какое место это занятие занимает в Вашей жизни? Понятно, что удовольствие от покупок - не единственная причина, которая формирует потребительское мировоззрение общества.

Одним из наиболее действенных стимулом непрерывного излишнего потребления является реклама, которая захлестнула все СМИ,  навязывается нам из телевизоров, газетных страниц, вывесок на улицах.

Какова цель рекламы? Очевидно, произвести такое воздействие на человека, чтобы подтолкнуть его к покупке рекламируемого товара.


Реклама лекарственных препаратов опасна!

Наряду с этой разовой целью реклама формирует потребительское поведение человека, так называемого «неистощимого Потребителя», который будет безостановочно и рефлекторно покупать и потреблять (1). Попробуйте привести пример нелепой рекламы, навязывающей покупку очевидно ненужного для подавляющего большинства людей продукта

Когда большинство населения культивирует потребительский образ жизни, мы создаем инфраструктуру, ориентированную на производство и продажу как можно большего количества продуктов и товаров максимально возможному числу покупателей. Это приводит к повышению расхода природных ресурсов. К тому же вследствие потребительства возникает психологическая потребность оправдать покупки ненужные, далеко не всегда полезные для нашего здоровья, захламляющие наше жилище.  

Возможно, Вас заинтересует необычный документальный фильм, который охватывает период от 20-х годов XX века до нашего времени и   показывает один из механизмов формирования общества чрезмерного потребления  Видео 60.

Каким образом мы может приблизиться к обществу рационального потребления? Что можем сделать мы, обычные граждане, чтобы сократить расходование природных ресурсов, образование отходов, следовать принципам устойчивого развития? Понятно, что чрезвычайно важнооптимизировать свои потребности и покупать только действительно нужные товары и продукты.

Всегда ли Вам удается покупать только те вещи, которые действительно нужны?

Если у Вас будет возможность - прочитайте книгу Александра фон Шёнбурга«Искусство стильной бедности. Как стать богатым без денег» (2).

Автор, чей знатный род постепенно беднел на протяжении пяти веков, остроумно и убедительно доказывает, что совсем не обязательно тратить много денег на одежду, дом или автомобиль. Качество жизни повышается при правильном отношении к так называемым приоритетам, и настоящая роскошь заключается не в обладании множеством вещей, а в умении отказаться от ненужных. Книга графа фон Шенбурга - это протест против мании потребительства и рассказ об умении быть счастливым, когда кошелек почти пуст. Это разумное и в то же время смешное «пособие» про формирование цельной картины собственной жизни с четким пониманием того, что действительно нужно и важно.

В заключение поговорим о такой проблеме как наше отношение к упаковке товаров. Несмотря на, казалось бы, ее относительно небольшую значимость, она может служить важным моментом рационализации нашего поведения как потребителей. Подсчитано, что 70% бытового мусора - это упаковка, которая зачастую является лишней и сразу отправляется в мусорное ведро. В России основным источником упаковки являются предприятия розничной торговли. К сожалению, сотрудники торговых сетей думают более всего о том, как продать нам как можно больше товаров, и обычно вовсе не думают о том, как сократить количество отходов. Обращали ли Вы внимание, сколько мусора мы приносим домой из магазина?Видео 61.

Как мы, экологически ответственные покупатели, можем сократить количество отходов от упаковки сами?

На сайте Гринписа приведены несколько простых советов, которые помогут не покупать лишний мусор вместе с нужными продуктами (3). Внимательно ознакомьтесь с этими рекомендациями и постарайтесь им следовать в магазинах! На этом же сайте с помощью  калькулятора можно узнать, сколько на самом деле стоит «бесплатная» упаковка.

Покупайте товары, а не мусорМы также можем помочь супермаркетам стать более «зелеными».

Гринпис сравнивает крупнейшие в России предприятия розничной торговли с точки зрения их участия в решении проблемы отходов и объединяет их в рейтинг«Зеленый супермаркет». Количество баллов, полученных компанией в общем рейтинге, зависит от стремления сети уменьшить количество упаковки, передаваемой покупателю, и от возможности сдать обратно образовавшийся мусор.

С этой целью каждый супермаркет оценивается по 20 различным критериям (4).

Рейтинг был составлен с помощью покупателей - люди по всей России отправились в супермаркеты и оценили их по критериям экологичности, которые были предложены экспертами Гринписа. Вы тоже можете участвовать в этом движении, определяя «зеленые супермаркеты». Вы будете способствовать тому, чтобы крупнейшие торговые сети страны разделили вместе со своими покупателями ответственность за рост городских свалок и сделали все возможное, чтобы снизить количество мусора, вывозимого на полигоны.

Какой магазин, где Вы делаете покупки, является, по Вашим наблюдениям, более «зеленым», а какой — менее?

Что еще важно учитывать, когда мы ходим за покупками? Наверное, Вы знаете, что в нaши дни в мире широко рaспрострaнены экологические знaки или экологическaя мaркировкa. Тaкие знaки укaзывaют нa то, что дaнный продукт не нaносит ущербa природе, произведен с применением экологически безопaсных технологий, может быть подвергнут вторичной перерaботке и т.д. Они встречaются кaк нa импортных, тaк и нa отечественных товaрaх. Ознакомиться со значением экологической маркировки можно на сайтах  - (5) и (6).

Сделаем выводы. Потребительское мировоззрение (в контексте нашей темы)  имеет самые пагубные последствия  для окружающей среды.Трудно надеяться на то, что тенденции ростa потребления изменятся в ближaйшем будущем. Несмотря нa это, все больше людей в экономически рaзвитых стрaнaх осознaют, что более умеренное потребление помогaет сохрaнить природные ресурсы и снизить уровень зaгрязнения окружaющей среды. Внушают оптимизм новейшие социологические опросы в Европе, которые покaзывают, что уровень экологического сознaния зачастую рaстет пaрaллельно с ростом доходов нaселения. Однако, к сожалению, в России и других стрaнaх с переходной экономикой эти тенденции покa не очевидны.

Поэтому жизненно важно развитие нового, экологического мышления у жителей нашей страны. Понятно, что оно не возникает само собой, а требует усилий человека - определенных знаний и использования их в ежедневной жизни.

Каждый человек может осознать свою личную ответственность за непосредственное природопользование. Ее неотъемлемой частью является рациональное потребление. Постараемся не придерживаться потребительского мировоззрения, и постепенно превращать наше общество в общество рационального потребления.

 


Открыть содержание курса