"От хрущевок к высотам "Монблана" (страница 1 из 12)

В середине 1950-х гг. вышли правительственные постановления, резко переориентировавшие советскую архитектуру на рельсы рациональности и экономичности. Все элементы художественного оформления отменялись как «излишества». Преимущественное значение получили типовые проекты, ориентированные на серийное производство зданий – подобно конвейерной сборке механизмов и машин. Участие архитекторов в проектировании зачастую сводилось к минимуму. Все характеристики типовых зданий определялись инженерными расчётами, нацеленными на сокращение стоимости строительства. Это достигалось ценой уступок в уровне комфорта, сокращением высоты и площади помещений. «Притчей во языцех» стали типовые дома, созданные в правление Н.С. Хрущёва – «хрущёвки». Чрезмерный аскетизм облика типовых зданий, сведение средств выразительности практически только одним типом дома – протяжённого, состоящего из нескольких одинаковых по планировке секций привели к однообразию и монотонности внешнего вида тех городских кварталов, которые застраивались в конце 1950-х – первой половине 1960-х гг.

Типичная «хрущёвка»

В конце 1960-х – начале 1970-х гг. были сделаны значительные шаги на пути преобразования многих городских районов. Среди прочего, велась застройка невских берегов. Так, напротив Смольного монастыря был сформирован ансамбль Свердловской набережной. Основу ансамбля составляют шесть девятиэтажных зданий. Их чётко прорисованные, предельно лаконичные объёмы рассчитаны на восприятие с большого расстояния. Ритм и силуэт комплекса усложнены за счёт башенных домов, размещённых в разрывах между протяжёнными корпусами.

Комплекс жилых домов на Свердловской набережной. 1969–1971 гг.

Мастерская под руководством А.В. Васильева

"От хрущевок к высотам "Монблана" (страница 2 из 12)

В 1960-х гг. в Ленинграде пытались применить европейские достижения, и стали строить здания в «интернациональном стиле», что вылилось в «стекломанию». При этом не учитывалось, что превращение стен в стеклянные «экраны» требует наличия хорошо отлаженной системы кондиционирования воздуха, чего тогда не было в Ленинграде. В результате происходил перегрев помещений летом и переохлаждение зимой. Яркий пример зданий такого рода – Дворец молодёжи.

 

Дворец молодёжи (ул. Профессора Попова, 47). 1969–1977 гг. Архитекторы А.П. Изоитко, П.С. Прохоров, В.П. Тропин, В.А. Першин, инженеры М.Э. Христиансен, В.Б. Рубинштейн

Другой пример – динамично раскинувшая «крылья» гостиница Прибалтийская». Пространственная активность, пластика объёмов, выразительный силуэт хорошо воспринимаются с дальних расстояний.

Гостиница «Прибалтийская» (ул. Кораблестроителей, 14). 1976–1978 гг. Архитекторы С.И. Евдокимов, Н.Н. Баранов, В.И. Ковалёва, инженер П.Ф. Панфилов

Отказ от «излишеств» нашёл отражение и в архитектуре общественных зданий. Простота объёмов, ровный шаг пилоновсообщают чёткому прямоугольнику фасадаФинляндского вокзала ясность и цельность, лаконизм и монументальность. Часовая башня с тонким шпилем подхватывает традиционный петербургский мотив и входит в систему вертикалей невской акватории.

Финляндский вокзал (Пл. Ленина, 5). 1955–1960 гг.

Архитекторы П.А. Ашастин, Н.В. Баранов, Я.Н. Лукин, инженер И.А. Рыбин

"От хрущевок к высотам "Монблана" (страница 3 из 12)

Пример творческого претворения в жизнь идей «интернационального стиля» –аэровокзал «Пулково». Плоское, растянутое в длину здание как бы стелется по земле. Опорой служат пять железобетонных опор, к которым на стальных конструкциях подвешено плоское перекрытие. Совмещённые с опорами световые фонари хорошо освещают интерьер.

Аэровокзал «Пулково». 1972–1973 гг. Архитекторы А.В. Жук, Ж.М. Вержбицкий, Г.М. Вланин, инженеры Н.В. Максимов, С.М. Кузьменко

Образ классицистической ротондывозникает при взгляде на гигантский цилиндр Спортивно-концертного комплекса. «Кольцевая колоннада» из тонких пилонов несёт железобетонное опорное кольцо, к которому подвешена перекрытие в виде мембраны, собранной из тросов и тонких стальных листов. Такая конструкция позволила без единой внутренней опоры перекрыть крупнейшее зрелищное сооружение Петербурга площадью два гектара.

Спортивно-концертный комплекс (Пр. Юрия Гагарина, 8). 1975–1980 гг.

Архитекторы Н.В. Баранов, И.М. Чайко, Ф.Н. Яковлев, инженеры А.П. Морозов, Ю.А. Елисеев, О.А. Курбатов

 

Вспомните, в каких петербургских сооружениях использовался мотив ротонды? Нравятся ли Вам цилиндрические здания?

 

"От хрущевок к высотам "Монблана" (страница 4 из 12)

Проектируя общественные сооружения, архитекторы подчас наделяли их чертами, способными вызвать у зрителя определённые ассоциации с назначением здания. Фасады Морского вокзалаоблицованы алюминиевыми панелями, по форме напоминающими надутые ветром паруса. Над вокзалом поднимает своё остриё титановый шпиль, увенчанный изображением парусного корабля.

 

Здание Морского вокзала (Пл. Морской Славы, 1). 1977–1982 гг. Архитекторы В.А. Сохин, А.Н. Лазарев, Л.В. Калягин, инженеры Ж.Я. Лейв, А.Д. Нелипа

 

Не припомните ли, шпиль какого известнейшего петербургского здания также увенчан корабликом?

 

Здание, построенное дляКораблестроительного института, горизонталями своих этажей-палуб напоминает океанский лайнер.

Здание Кораблестроительного института (Ленинский пр., 101). Конец 1970-х гг.

Мастерская под руководством Н.З. Матусевича

Облик Ледового дворца, специально построенного для проведения чемпионата по хоккею, может вызвать ассоциации с гигантской шайбой.

Ледовый дворец (Пр. Пятилеток, 1). 1999–2000. Авторский коллектив «Игл-групп» совместно с мастерской С.И. Соколова

 

"От хрущевок к высотам "Монблана" (страница 5 из 12)

 

Прототипом для одной из крупнейших построек современного Петербурга –Ладожского вокзала, стал неосуществлённый дореволюционный конкурсный проект Николаевского вокзала.

И.А. Фомин. Конкурсный проект Николаевского вокзала в Петербурге. 1912 г.

Современные архитекторы придали сооружению характер моста, переброшенного над железнодорожными путями. Просторные залы ожидания основной части Ладожского вокзала перекрыты лёгкими металлическими арками, позволяющими ввести в композицию, как и у И.А. Фомина, большие плоскости остекления. Остеклённые арки с упрощённой колоннадой у их основания, вписанные в треугольные щипцы, стали главным мотивом фасада вокзала-моста.

Ладожский вокзал (Заневский пр.). 2002–2003 гг.

Архитекторы Н.И. Явейн, В.А. Зенкевич, В.А. Романцев, Ж.В. Разумова, инженер Ю.В. Бондарев

Совершенно новой для Петербурга рубежа 20–21 вв. областью строительной деятельности стало культовое зодчество. Авторы проектов современных храмов остаются в рамках, заданных ещё в начале 20 в. «неорусским стилем». Особым для города значением наделена церковь Успения Пресвятой Богородицы, задуманная как памятник жертвам ленинградской блокады, отчего её называют также Блокадным храмом.Здание решено одноглавым, в традиционных формах.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Малоохтинский пр., 68а). 1998–2001 гг.

Архитекторы Ф.К. Романовский, Ю.П. Груздев, инженеры Т.В. Елисеева, В.А. Купер

ВИДЕО 96. Блокадный храм

В наши дни пугающей тенденцией стали примеры неуважительного, а подчас безжалостного отношения к исторической среде Петербурга.

ВИДЕО 97. Гостиница «Ренессанс» на Почтамтской ул.

"От хрущевок к высотам "Монблана" (страница 6 из 12)

Громады современных построек нередко игнорируют традиционные для Петербурга правила ансамблевого строительства, резко вторгаются в панораму невских берегов, подобно жилому комплексу «Монблан».

 

Жилой комплекс «Монблан» (Большой Сампсониевский пр., 4–8). 2003–2008.

Проектное бюро ЗАО «Строймонтаж»

ВИДЕО. 98 Жилой комплекс «Монблан»

Случается, что современные постройки пытаются конкурировать по масштабу с признанными шедеврами прошлых эпох, словно пытаясь стать их гипертрофированным отражением. Такую функцию берёт на себя бизнес-центр «Регент-холл».

Бизнес-центр «Регент-холл» (Владимирский пр., 23). 2006–2007 гг.

Архитектор П. Юшканцев

ВИДЕО. 99. Бизнес-центр «Регент-холл»

"От хрущевок к высотам "Монблана" (страница 7 из 12)

Встречаются и удачные примеры взаимодействия новых построек с архитектурной тканью города. Среди них можно назвать здание компании «МегаФон». В предложенном авторами решении отражено намерение установить некий композиционный контакт с уже известным нам соседним Домом кино. Фасад нового здания, как и у его дореволюционного соседа, разделён на два яруса. Первый ярус трактован как рядпилонов, обработанных рустом, а верхний ярус представляет собой стеклянный экран с чётко прорисованным каркасом.

Здание компании «МегаФон» (Караванная ул., 10). 2004–2005 гг.

Архитекторы А.В. Жук, Е.А. Жук

Когда здание предполагается строить в ряду домов Старого Петербурга, становится понятным стремление использовать мотивы прежних стилей. Вполне добротную стилизацию на тему модерна и неоклассики представляет собой дом на Каменноостровском пр., 56. Здание органично вписано в панораму магистрали, сложившуюся в основном в начале 20 в.

Дом на Каменноостровском пр., 56. 1997–2000 гг. Мастерская Е.Л. Герасимова

"От хрущевок к высотам "Монблана" (страница 8 из 12)

Необходимость массового жилищного строительства вызвали в середине 1950-х гг. борьбу с «излишествами». Это привело к застройке периферийных районов города домами по типовым проектам с их геометрическим аскетизмом форм. На этом фоне выделяются строившиеся по индивидуальным проектам здания, облик и конструктивные решения которых соответствовали новейшим тенденциям того времени. В постсоветское время Петербург застраивается в свободном диалоге разных стилевых черт. Подчас эта свобода резко противоречит сложившейся архитектурной среде, хотя существуют примеры бережного, вдумчивого отношения архитекторов к наследию предков.

 

Подчас во всей архитектуре города на Неве, созданной в последние полвека, не находят ничего интересного, достойного подражания. А Вы могли бы назвать те здания, которые вызвали у Вас интерес, сообщили Вам положительные эмоции? Как Вы относитесь к почти буквальному цитированию мотивов построек столетней давности в современной петербургской архитектуре? Может, более правильным, перефразируя известную Вам фразу А.В. Щусева, было бы ориентация на «сочинение здания»?

 

"От хрущевок к высотам "Монблана" (страница 9 из 12)

 

Видео по 12 страницу