Подростки: трудный возраст человеческой жизни


Открыть содержание курса

 
(С. Манн. Конфетная сигарета. 1989 г.) 


(Американские тинэйджеры)


(Советские подростки)

Мы уже говорили о том, что каждый возраст - самоцель, а вовсе не только средстводля другого возраста. Любой период человеческой жизни как бы активно «отстаивает» свою самоценность, «сопротивляясь» давлению других возрастов. Таким образом, между возрастами обнаруживаются конфликты, принуждение, встречное сопротивление и т.п. Особенно ясно это видно в отношениях с отрочеством, подростковым возрастом, или с возрастом  тинэйджеров Слово «тинэйджер» мы будем использовать как синоним слов «подросток», или – «отрок». Очевидно, что слово «тинэйджер» используется в нашей литературе в контексте перевода с английского текстов 20 века, а слово «подросток» отсылает нас к русскому 19 веку («Подросток» Ф.М. Достоевского; «Детство, отрочество, юность» Л.Н. Толстого). «Отрок» - устаревший синоним «подростка», но иногда представляется целесообразным использовать его из стилистических соображений.   .

Почему тема «Подростки» предлагается после «Взрослости»? Такая как бы не соответствующая хронологии «произвольная» расстановка  возрастов подчеркивает, во-первых, что «Подросток» это более сложный сюжет; подростковый возраст насыщен двойственностью и неопределенностью, в нем есть рецидивы детства и предчувствие взрослости, которую можно не разглядеть, если не ознакомиться с ней предварительно. Во-вторых, в каждом человеке в любом возрасте таятся все возрасты в снятом или в зародышевом состоянии, а потому само  строго хронологическое изложение возрастов может породить иллюзию строго линейного восхождения от детства к старости. Нет,  именно в возрастах человеческой жизни «воспоминание о будущем» - типичное явление.

Возраст отрочества демонстрирует внутри себя фундаментальную интенсивность,  предстающую как однократность, необратимость и, следовательно, - непоправимость, которая ещё не могла быть осознана в детстве. Подросток впервые ясно чувствует, что он ответственен за свою судьбу, которая зависит от его решений, - от его решимости, - от его поступков. История его жизни представляется ему как череда  кайросов Кайрос (др.-греч. К????? – данное время) - древнегреческий бог счастливого мгновения. У древних греков было два концепта времени, персонифицированных, олицетворенных как боги. Хронос - Бог прошедшего и все пожирающего; Кайрос - бог неуловимого мига удачи. Он появляется неожиданно, и поэтому на его помощь трудно рассчитывать. Кайрос указывает на тот благоприятный момент, когда нужно действовать, если хочешь добиться успеха. Этот бог изображался с большим чубом, за который можно было ухватить подвижного, ускользающего крылатого Кайроса. В руках у Кайроса весы: символ справедливости судьбы, посылающей успех тем, кто его достоин. Имеются и другие смыслы у данного слова, Кайрос - это момент метаморфозы богов, время перемен, стремление к гармонии. В философии: особое и обычно краткое по протяженности время, выделяющееся из потока космического и исторического времени высшим духовным значением происходящих в нем событий. По Н.Бердяеву, это «как бы вторжение вечности во время, прерывность в космическом и историческом времени, пополнение и исполнение времени». В дальнейшем изложении мы ещё вернемся к этому термину и раскроем его подробнее. Пауль Йоханнес Тиллих (1886-1965) - немецко-американский протестантский теолог и философ, представитель диалектической теологии, широко использовавший понятие кайроса. Ср.: «Лишь для абстрактного, отстраненного созерцания время является пустой формой, способной вместить любое содержание; но для того, кто осознает динамический, творческий характер жизни, время насыщено напряжениями, чревато возможностями, оно обладает качественным характером и преисполнено смысла. Не все возможно во всякое время, не все истинно во всякое время и не требуется во всякое время» (Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М., 1995. с.217). Понятие кайроса применительно к человеческой жизни будет более подробно прояснено в лекции «Отрочество».   , т.е. подходящих моментов. Такое «счастливое мгновение», когда возможна удача, увы, можно упустить, что невосполнимо.

Страх, сопровождающий любой возраст, у подростков принимает особую форму. Это страх быть «не таким как все», страх по поводу мнимых уродств. Мальчики и девочки став взрослее стремятся быть похожими на свои идеалы. Они  подчас принимают свою внешность за «нестандартную», а значит за некрасивую. Этот страх навязчив и приносит  серьезные страдания. При этом, подросток, как правило, скрывает свои опасения по поводу своей внешности от своих близких и друзей, не хочет обсуждать эту проблему. Ребёнок перестаёт выходить из дома, начинает прятать своё лицо или другую несовершенную, по его мнению, часть тела. Этот страх может настолько сильно завладеть подростком, что любые другие жизненные интересы (учёба, развлечения и т. п.) отходят на второй план.

Время сопротивления  и опасностей нового подчинения

Отрок, подросток, тинэйджер – это возраст процессов и эксцессов выработки форм сопротивления давлению взрослых.

Становление подростка, выход из детства отмечается ослаблением  действия  импринтинга Импринтинг (англ. imprint - оставлять след, запечатлевать, фиксировать), формирование устойчивых следов в психике после однократного переживания. Образуются столь прочные условно рефлекторные связи, которые могут сохраняться на всю жизнь влияя на предпочтения и поведение человека. Импринтинг осуществляется только в строго определенном периоде жизни (детском и отчасти – в подростковом возрасте), а его последствия чаще необратимы.    (32). Вот я - подросток. Положим, учусь в 5-м классе, мне 12 лет. Окно импринтинга если уже и не закрылось полностью, то постепенно закрывается. И я вдруг становлюсь «тупым». Эта особая «тупость» в известном смысле рациональна потому, что спасает мою самость, не позволяя мне и дальше, как в детстве, быть в русле старших, родителей и учителей.

Подросток начинает формировать новые эмоциональные отношения с миром, он становится открыт новым эмоциям, которые были неведомы ребенку. Здесь приобретают чрезвычайную ценность такие  переживания как смелость, удаль, дерзость, отвага, подлость, трусость, унижение, риск  и т.п. Причем, подчеркнем, что все эти переживания, которые осмысляются  на уровне сознания подростка как элементарные концепты, - такие как, скажем, риск и удача, - не постигаются и не вырабатываются рационально, хотя и обретают элементарную рациональную форму в процессах рационализации. Скажем, подростковая рискованная игра «Собачий кайф». Подросток залезает в петлю, чтобы в течение нескольких секунд ощутить кайф от асфиксии. Хорошо, если рядом есть, кому помочь вовремя освободиться из петли. Иногда эта опасная игра заканчивается летальным исходом.

Суть подросткового возраста в этом плане –  инициация Инициация [лат. initiare - начинать; initiatio - совершение таинств] - комплекс действий (в основном обрядовых), посредством которых совершается и формально закрепляется смена социального статуса индивида, происходит включение его в какое-либо замкнутое объединение, приобретение им особых знаний, а также функций или полномочий: обряды, сопровождающие переход из одного возрастного класса в др., включение в высшие касты в Древней Индии, посвящение в рыцари в средневековье, конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация и др. В узком значении инициация — это характерное главным образом для первобытной культуры посвящение подростков во взрослые полноправные члены социума, являющееся важнейшим этапом социализации личности.   . Необходимо, преодолеть детство, - вычеркнуть опыт детства, -забыть детство (А.К. Секацкий). Ребенок  неистово хотел, чтобы  его просто любили. Теперь подростку этого недостаточно. Он стремится к самостоянию, к независимости. Он готов пойти на «героические жесты» грубости, нелогичности, необъяснимости, парадоксальности,  - исключительно для того, чтобы отстоять свою самость.

 Подросток предчувствуется уже в детских капризах, и не полностью изживается  и взрослым. Подросток – неожиданно! - обнаруживается в поведении взрослого как некий рецидив. Взрослый «ни с того, ни с сего» начинает действовать непредсказуемо, нелогично, непонятно для окружающих. Такого рода «подростковые» всплески обнаруживаются в самых разных эпохах. «Новые левые» в 60-е гг. ХХ в.  ввели  образ «большого отказа», когда человек оставляет насиженное место, бросает семью, детей, забывает своих друзей, расстается с привычной и хорошо оплачиваемой работой, чтобы всё начать заново. Так же и в Гёте  - вдруг! -  «оживал» подросток, когда  он, необъяснимым образом, убегал от женщин, которые любили его.

Подростковость - это время инициаций,начала испытаний, где осуществляется генезис индивидуальной воли. Дистанцирование с родителями осуществляется за счет опоры на компанию («стаю») сверстников. Или, чаще всего, сложные отношения между двумя полюсами влияния – влиянием родителей и влиянием компании сверстников. Подчас, особенно когда формирование собственной воли по тем или иным причинам отстает, подросток оказывается беззащитным перед диктатом компании.
Видео 16. Фрагмент из фильма "Чучело" (реж. Р. Быков, 1983).

Подростку также впервые открывается радость вещи и соперничество за вещи, - скажем, права авторства за стиль поведения и сопутствующий этому стилю стиль вещей. В соперничестве за подростка между родителями, с одной стороны, и компанией сверстников, с другой, - лавируя между ними, подросток может впервые проявить свою суверенность.

Время ресентимента

Если с точки зрения  движения по возрастам, подросток это время инициации, то с точки зрения  внутреннего переживания подросток это время ресентимента (злопамятность, озлобление). Три определенности ресентимента существенны в возрастном плане: обида,зависть, вина. Ресентимент можно интерпретировать также в терминах невроза, более или менее ясно выраженного у подростка. Видео 17. Фрагмент из фильма "Плюмбум. Опасная игра" (реж. В. Абдрашитов, 1986).

 Ресентимент Ресентимент (фр. Ressentiment - злопамятность, озлобление) - философский термин, означающий чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врагу»), бессильная зависть. Ресентимент является более сложным понятием, чем просто зависть или неприязнь. Феномен ресентимента заключается в оправдании чувства своей неполноценности особой системой морали. Чувство слабости или неполноценности, а также зависти по отношению к «врагу» приводит к формированию специфической системы ценностей. Человек создает такой образ «врага», который позволяет избавиться от чувства вины за собственные неудачи. Фридрих Ницше различал такие формы ресентимента как зависть, обида и вина. О ресентименте см. классическую работу: Шелер М. Ресентимент в структуре моралей. Перевод с немецкого А.Н. Малинкина. СПб.: Наука. Университетская книга, 1999.    сопровождает подростка весь этот период его жизни и завершается в остром переживании чувства вины. Определенным образом артикулированная вина уже характеризует становящуюся  юность.

Нигилизм


(Российские подростки)

Некоторые подростковые особенности могут способствовать объяснению  духовных и   общественных движений, в частности, нигилизма. Перед нами интереснейшее явление, достойное философского удивления: «сродность» эмоциональных  и интеллектуальных особенностей определенного возраста, с одной стороны, и социокультурного движения, в котором участвуют не только подростки, и даже не только молодежь, - с другой.

Формирование нигилизма как протестного сознания, в разные эпохи обнаруживающегося в различных формах, может быть интерпретировано через  преобразование детской обиды, «слезинки ребенка» (Ф.М. Достоевский) в подростковый ресентимент.

Нигилизм обычно понимается сегодня как универсалия неклассической европейской культуры, - последовательно анти-рационалистическая философская концепция, мироощущение и поведенческий принцип, акцентированные на  отрицании  базовых оснований социокультурного бытия.

Остановимся на одной форме нигилизма, в  социокультурном плане нам наиболее близкой и проследим некоторые её связи с типичным подростковым нигилизмом. Речь идет о социокультурном нигилизме, который  в качество особого термина ввел в употребление  Ф.Г. Якоби в его послании к И.Г. Фихте (1799). Концепт нигилизма стал модным среди философов и  мыслящих людей Европы после мучительного процесса осмысления того, что же, собственно, случилось в эпоху Великой французской революции, особенно в связи с её ярко выраженным богоборчеством. «Подростковые модели» поведения людей в эпоху Французской революции были очевидны для всякого рефлектирующего человека XIX столетия.

Существенный  вклад в понимание нигилизма внес  роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). Именно у Тургенева, заимствовал слово «нигилизм»  Ф. Ницше См. напр.: Ницше Ф. Антихристианин. (пер. А. Михайлова) // Сумерки богов. /составление и общая редакция А.А. Яковлева: Перевод. – М,: Политиздат, 1989, с. 17- 93. См.: http://lib.ru/NICSHE/antihristianin.txt   . Для него нигилизм это переоценка всех высших ценностей, т.е. именно тех, которые наполняют смыслом все действия и стремления людей. Как отмечал Ницше, «... нигилизм петербургского фасона (что означает истовую веру в неверие, готовую принять за это любые муки), эта горячность свидетельствует в первую очередь о потребности в вере...». Вот эта же внутренняя противоречивость характеризует и нигилизм подростка: он с пафосом и неистовой убежденностью доказывает ложность всякого пафоса и всяких убеждений. По Ницше, нет больше ничего, во имя чего следует жить и к чему надо было бы стремиться: «Что означает нигилизм? То, что высшие ценности теряют свою ценность, нет цели, нет ответа на вопрос зачем». Вместе с исчезновением страха перед человеком уходит и безусловная любовь к нему. Как преодолеть нигилизм?  Ницше рассматривает нигилизм как философскую концепцию, которая через «Нет» преследует цель обоснования жизнеутверждающих принципов, обозначения «нового пути к «Да». Этот же смысл и в нигилизме подростка: пытаясь додумать до конца идею «Нет», подросток стремится к новому «Да». Русский нигилизм, по Ницше, «научившись не доверять какому-то одному авторитету... стремился найти другой». Вот в такого рода  позитивной направленности нигилизма  подростка и состоит  его жизнеутверждающее начало, несмотря на кажущиеся подчас жуткие формы отрицания (взять, к примеру, «черный юмор», так любимый подростками). Что касается социокультурного движения нигилизма, то по замечанию Ницше, люди привыкли полагать опорой «если не Бога и не науку, то совесть, разум, общественный инстинкт или историю», рассматриваемые как «имманентный дух с присущей ему целью, на чью милость можно положиться». Осознавая же то, что внешнего целеполагания нет, как и нет внешнего для человека мирового порядка,  человек  отказывается от попыток осмысления чего-либо, лежащего вне пределов посюсторонней субстанции бытия.

Примерно так же движутся и раздумья подростка. Возникает соблазн, - как у нигилистов, так и подростков, - измыслить «в качестве истинного мира новый мир, потусторонний нашему» в сравнении с каковым наш мир полностью обесценивается. Пристрастие подростков к фэнтези, к научной и ненаучной фантастике может быть объяснено как раз склонности к уходу в этот иной мир.

Ницше говорит,  что  подлинный нигилизм начинается тогда,  когда человек осознает то, что и этот якобы «подлинно-истинный» мир - не более чем творение рук человеческих, компенсация неосуществленных желаний. Любая картина мира утрачивает смысл, а сам этот мир полагается единственно-данным, хотя и бесструктурным, бесцельным и лишенным ценности. «Категории «цели», «единства», «бытия», посредством которых мы сообщили миру ценность, снова изымаются нами - и мир кажется обесцененным».

Согласно Ницше, именно состояние ума как нуждающегося в цели, должно быть преодолено. Таким образом, нигилизм, по Ницше, предполагает картину мира, предельно лишенную иллюзий; картину мира, радикально враждебного всевозможным человеческим устремлениям; картину мира, лишенного всякого - в том числе и морального - порядка. Жиль Делез, интерпретируя Ницше, утверждает, что в итоге возникает человек озлобленный, человек больной; болезнь эта называется «нигилизм». Излагая ход мыслей Ницше, Делез отмечает: последний человек, «уничтожив все, что не есть он сам», заняв «место Бога», оказался отвергнут всеми и всем. Этот человек должен быть уничтожен: настал момент перехода от ничто воли (болезнь нигилизма) к воле к ничто, от нигилизма незавершенного, болезненного и пассивного к активному нигилизму.

Идейное течение нигилизма, одно из направлений которого мы здесь коротко характеризовали, пытается додумать до конца те переживания, настроения, полу-мысли, полу-чувства, которые бродят в  сознании подростка, и которые, чаще всего, до конца им не додумываются. Охранительный механизм, который может быть назван «похвала непоследовательности», подобен прививке от опасной болезни: переболев нигилизмом в подростковом возрасте, человек обретает иммунитет к крайнему нигилистическому тезису «Нет – всему!».

Видео 18. Фрагмент из фильма "Курьер" (реж. К. Шахназаров, 1986).

«Диктатура тинэйджеров»?


(Рок-концерт)

Иногда говорят, что  современная эпоха  - нулевые и десятые годы XXI века – это «диктатура тинэйджеров». Но существует ли такая диктатура?  Я снова возвращаюсь к тезису: каждый возраст самоцель и самоценность. «Диктатура» какого-то возраста в сущности бессмысленна, хотя и может решать какие-то тактические задачи, особенно в массовой культуре. Диктатура тинэйджера – это, скорей, своеобразный «гламурный предрассудок»,  когда сложный мир  выстраивается по некоторым шаблонам заранее заданных представлений.

Да, околоинтеллектуальная и околохудожественная богема в ряде случаев стилизуется под тинэйджеров. Но это лишь игра и взрослых, расчетливое озорство,  чаще всего,  в коммерческих целях, планирующее завоевать новый слой аудитории. Вообще, вдумчивое исследование видеоряда позволяет выявить, как программы и каналы ТВ нацеливаются на ту или иную аудиторию.  Так, скажем, на канале «Культура» правит старость. Канал «Бибигон»  и мультфильмы  отданы детству. Боевики – господство взрослых. Боевики, где взаимодействуют взрослые и подростки, скорей, нацелены на стареющих взрослых, чтобы их успокоить. То, что можно назвать «диктатурой тинэйджеров», даже и на телевидении обнаруживается вовсе не тотально, а только разве что на Муз-ТВ. Их называют «поколением MTV». Здесь действительно, как кажется на первый взгляд, господствует фигура тинэйджера. Любимый музыкальный канал определяет не только их манеру одеваться, но и стиль жизни в целом.

Как выглядит современный тинейджер? Прежде всего, нестандартно. Причем, нестандартный вид вовсе не обязательно свидетельствует о нестандартном мышлении и поступках. Широкие штаны, грубые замшевые кеды, рюкзак за спиной, тату, бусы до пупка, наушники, да раскованная походка - все это атрибуты молодежи, называющей себя тинейджерами, или просто «тинами».


(Московский тинэйджер)

У представителей «поколения MTV»  в большой чести экстремальные виды спорта. Катание на роликовой доске, на горном велосипеде, прыжки  с парашютом, экстремальный альпинизм  либо реальное увлечение поколения MTV, либо некий «горизонт», который не всегда доступен, но желаем.

Выводы

1. Если ребенок, страстно желал, чтобы его просто любили, то для подростка главное независимость. Подросток – это время выработки форм сопротивления давлению взрослых. Для этого он готов пойти на «героические жесты» грубости, нелогичности, необъяснимости, парадоксальности.

2. Суть подросткового возраста - подвиг инициации. Необходимо, преодолеть детство, - вычеркнуть опыт детства, - забыть детство.

3. Подросток впервые ясно чувствует, что он ответственен за свою судьбу, которая зависит от его решений, - от его характера, - от его поступков. Подростковый возраст акцентирует необратимость и непоправимость человеческого бытия, которые ещё не могли быть осознаны в детстве.

4. Подростковый возраст - время ресентимента. На первое место выходит обида, зависть, вина.

5. Подростковый нигилизм оказывается моделью для социокультурного нигилизма, развившегося в Европе второй половины 19 века.

Вопросы для самопроверки

1. Какое самое яркое впечатление Вы могли бы выделить в своем подростковом возрасте?
2. Отличаются ли нынешние подростки от тех, которые были в 60-70-е годы ХХ в.?

Дополнительные иллюстрации

1. Фильм кинорежиссера В.Ю. Абдрашидова «Плюмбум, или Опасная игра» (1986). (Производство: Мосфильм. СССР. 1986).
2. Достоевский Ф.М. Подросток.
3. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность.
4. Тургенев И.С. Отцы и дети.
5. Ален Роб-Грийе. «Проект революции в Нью-Йорке».
6. Фильм Фолькера Шлёндорффа «Жестяной барабан» (1979).

 


Открыть содержание курса