квест для жителей спб

Тема 8. Праздничная культура русской деревни


Открыть содержание курса

 Быт и традиции русской деревни в полной мере нам сегодня сложно представить. С одной стороны, деревенская жизнь была заполнена тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники, связанные с календарными церковными датами. Праздничные дни были подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. И верным помощником человеку в его нелегком труде был народный обрядовый календарь Народный обрядовый календарь – это свод обрядов, обычаев, народных праздников и трудовой жизни русского народа. Одновременно – это и земледельческий календарь, хранящий твердые знания русского народа о ведении хозяйства, о земле. Это и нравственный календарь. Из поколения в поколение передавались нравственные заветы отцов и дедов о сохранении основы жизни – семьи, благочестия, доброго имени. По сути дела народный обрядовый календарь - это руководство жизнью, которое складывалось столетьями и которое сопутствовало русскому человеку от рождения до смерти. Народный календарь охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Форма календаря (месяцеслова) была круглой. Отсюда в русском языке выражение круглый год. Круглая форма календаря объясняется очень просто: времена года и его главные, поворотные моменты постоянно повторяются, но уже на новом уровне. Подробнее см.здесь http://druidgor.narod.ru/slav_prazd/slav_prazd01.8.html 

     

У крестьян разных губерний России существовали свои годичные календари, которые подсказывали, когда следует работать, а когда – отдыхать, при этом церковные праздники служили как бы вехами, по которым человек узнавал, когда и что ему предстоит делать.

С весны начинались полевые работы, сплав леса, рыболовный промысел. Зимой крестьяне заготавливали лес, уходили в города на заработки, занимались различными промыслами. Для женщин зима была временем прядения. Замужние пряли дома, а молодые девушки ходили на  супрядки Супрядки - произносится супредки, супратки, посидки, посиделки, , вечерки, засидки, род помочи для пряжи; зимнее собранье баб и девок с прялками, туда же сходятся парни, тут поют песни, играют и пляшут; обычно это пирушка, угощенье, по случаю сбора пряжи: осенью, когда было готово сырье для пряжи - шерсть, лен, конопля, хозяйка рассылала его небольшими порциями знакомым женщинам и девушкам. Между рассылкой сырья и назначением дня супрядок проходил срок, нужный для приготовления пряжи и ниток. О назначении супрядки хозяйка извещала накануне или поутру; к вечеру все «супрядницы» в лучших нарядах своих являлись с готовой пряжей и хозяйка угощала ужином, после чего начинались песни с плясками   . На супрядки девушки приходили в лучших своих нарядах, хозяйка угощала ужином, после чего начинались песни с плясками. Молодые парни также бывали здесь.



Сычков Ф. На посиделки. 1925 г.

Поэтому девушки, вошедшие в возраст потенциальных невест и желающие выйти замуж, делали Вепсскую куколку (капустка, рванка, кормилка – другие названия этой же куклы) как оберег на замужество и семейное счастье. Вепсская кукла представляет собой образ замужней женщины, матери-кормилицы.



Вепсская кукла 

На супрядки или посиделки девушки брали ее с собой. И знакомясь с молодым парнем, девушка давала ему в руки эту куклу, примечая, как парень берет ее, на что обращает внимание, как рассматривает. Если он брал ее несмело или небрежно, значит и женится ему пока рано. А коль он был бережен с куклой и внимательно рассматривал ее, то в мужья вполне годился. Ведь, если он бережно обращается с куклой, то и с женой будет также. Также существовала традиция выставлять Вепсскую куклу в окошке, чтобы парни знали - можно сватов засылать. Если семья создана, куколка ставится в избе, на почетное место.

 

Чем тяжелее был труд, требовавший от человека полной отдачи сил, тем веселее справлялись праздники. На каждый сезон года приходился свой основной праздник: зимой это были Святки и Масленица, весной – Семик и Троица, летом – день Ивана Купалы, осенью– Покров. Крестьяне очень ценили время праздничного досуга. Эта черта быта отмечена в описаниях различных губерний России. Вот что, например, говорилось о жителях Тульской губернии: «Вообще можно сказать, чтопоселяне сей губернии нрава веселого и в обхождении своем любят шутки. Пение и пляски любимое ими препровождение времени. Женщины и мужчины поют в уединении за легкими ручными работами, и с пением возвращаются в дома с тяжелых полевых работ»


Григорьев Н.М. Хоровод, 1917г.

В старину говаривали: «Мы целый год трудимся для праздника». Праздники давали отдых от тяжелой работы, эмоциональную и физическую разрядку. Во время больших праздников, таких как Масленица, Святки, Ивана Купала люди моги делать то, что в обычное время запрещалось. В этот период времени дозволялось даже высмеивать какие-то особенности уклада жизни, отдельных реальных персонажей. В другие дни это воспрещалось делать.

Праздники также имели магическое значение, их задачей было защитить здоровье и жизнь людей, принести в дом благополучие. Праздники всегда считались обязательными для всех, особенно достигших зрелого возраста.Праздничные дни требовали к себе самого серьезного, уважительного отношения, ведь только в будни уместна умеренность в еде и простая удобная одежда. В праздник было обязательно нарядно одеваться, а для разговора выбирать темы только приятные, радостные, быть веселым, приветливым, гостеприимным.

Фольклорная группа в музее – заповеднике «КИЖИ» 

 Вспомните, как проходили праздники в вашей семье. Как готовились к ним, что было обязательным для того, чтобы праздник состоялся?


Сычков Ф.Подруги. Зима, 1941 г.

Главной характерной чертой праздника являлось многолюдье. Так, в былые времена даже тихое в будни село быстро заполнялось зваными и незваными гостями - нищими, странниками, богомольцами, каликами перехожими, вожаками с медведями, балаганщиками, раешниками, кукольниками, ярмарочными торговцами, коробейниками. А потому праздник становился днем преображения деревни, дома, человека.

Если вы бывали в деревнях во время праздника, опишите ваши ощущения от атмосферы, царящей там. 


Сычков Ф. Выходной день в колхозе.

Культура праздника составляла яркую, очень живую, многообразную сторону жизни русских крестьян. Праздники - это особая система. Они имеют единую многоступенчатую последовательность. Из года в год, из века в век всегда справляются в определенном порядке. Опираясь на длительную традицию, праздничная культура, тем не менее, постоянно развивалась. Глубокая традиционность сочеталась с обновлением на каждом конкретном празднике за счет импровизаций, живого творческого вклада участников. Ведькрестьянская культура была активной, а не потребительской. 


Важно отметить и то, что христианские праздники в народном сознании мирно уживались с более древними языческими приметами и обрядами, существовавшими на Руси до введения христианства. Крестьяне создавали легенды, образы и символы, святых наделяли доступными для понимания простого человека качествами. Поэтому в праздничной символике не последнее место принадлежало традиционным куклам. Именно куклы, будучи самым доступным и понятным образом для человека, и были посредниками между ним и неведомыми силами природы. Большинство традиционных кукол уничтожалось во время ритуалов и обрядов. Поэтому о них остались немногочисленные воспоминания очевидцев, записанные исследователями в начале прошлого века. Сегодня по этим воспоминаниям, сказаниям, по отдельным экзеплярам кукол, дошедших до нас, восстанавливается богатый пласт русской традиционной культуры: участие кукол в мистериях и празднествах. В рамках нашей темы мы рассмотрим праздники, которые в той или иной степени связаны с изготовлением традиционной русской куклы.

 В вашем доме (где вы выросли или где живете сейчас) существовала(ет) ли традиция делать кукол или другие обязательные праздничные атрибуты к празднику?

Задание для самостоятельной работы к теме Праздничная культура русской деревни

1. Составьте свой годичный праздничный календарь. Но включите в него лишь те праздники, которым лично вы действительно придаете значение. Опишите коротко обязательные атрибуты и действия, которые присущи тому или иному празднику.

2. Делаем куколку Колокольчик. Это яркий праздничный вариант «звонкой» куколки.

Такую куклу добрых вестей еще называют Валдайским колокольчиком, так как родина куклы - Валдай. 
 Кукла проста в изготовлении, и обережная суть её всем понятна: приносить в дом радость и хорошее настроение. Колокольчик несёт в себе закон гармонии. На кукле три юбки как три тела. А когда телу хорошо, на душе радость и дух спокоен, когда между ними лад, это и есть счастье. Звонкий колокольчик напоминает о праздничных тройках со звенящими под дугой колокольчиками.

Также привожу вам схему для наглядности.

1. Подбираем и вырезаем три круга из подходящих по цвету тканей диаметром 24, 19, 16 см. Квадрат белой ткани для лица 20х20 см. Лучше, если ткань будет не тонкой. Немного синтепона (ваты, ниток) для головы. Колокольчик, нитки для обвязок. Косынку можно двумя способами делать и надевать: первый - полукруг 16 см круга, второй - обычная косынка из тонкой ткани.
2. К колокольчику привязываем нитку и привязываем его к синтепону. Синтепон помещаем в центр большого круга.
3. Обвязываем. Следим, чтобы центр не сместился и края юбки были ровными.
4. Затем второй лоскут также ровно надеваем и закрепляем.
5. Аналогично и третий лоскут.
6. Белый лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.
7. Примеряем сложенный лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. Не меньше.
8. При необходимости регулируем, закрепляем на шее.
9. Оформляем руки. К рукам куклы также можно пришить/привязать колокольчик.
10. Повязываем косынку первым способом.
11. Для второго варианта надеваем на голову повойник.
12. Надеваем косынку и завязываем её под ручками.
13. При желании для подвески привязываем тесьму.
Такая кукла может стать замечательным подарком! Даря куклу Колокольчик, мы желаем одариваемому получать только хорошие известия и пребывать в радости.

Мастер-класс  взят из блога Зои Пинигиной. См. здесьhttp://pinigina.livejournal.com/59463.htm

 


Открыть содержание курса