"Просто, но величественно" (страница 1 из 9)

«Строгий классицизм» – так называют второй период русского классицизма. Его хронологические рамки: 1780–1800-е гг. Уходят в прошлое мелкие детали фасадов, полутона, присущие раннему этапу классицизма. Архитектурные формы становятся обобщёнными. Подчас здания словно составлены, как в гигантском конструкторе, из простых геометрических тел: куб, прямоугольник, круг, пирамида. Стены зачастую вовсе лишены какого-либо декора. На фасадной глади контрастно выделяются монументальные, далеко вынесенные вперёд, портики.

 

Каменноостровский дворец. (Наб. реки Малой Невки, 1). 1776–1780 гг. Строитель – Ю.М. Фельтен

Строгие классицистические формы как нельзя более подходят казённым общественным зданиям. При Екатерине II в России были введены бумажные деньги – ассигнации. Для проведения операций по обмену звонкой монеты на ассигнации в Петербурге было построено специальное здание – Ассигнационный банк.

 Ассигнационный банк (Садовая ул., 21). 1783–1790 гг. Архитектор Д. Кваренги

ВИДЕО 30. Ассигнационный банк

 

При взгляде на Ассигнационный банк, возникает ли у Вас ощущение, что это именно банковское здание? Возможно, Вы наделили бы его иной функцией? Какие ассоциации вызывает у Вас это здание?

"Просто, но величественно" (страница 2 из 9)

Одновременно велось строительство двух петербургских зданий разного назначения, в облике которых сконцентрировались, пожалуй, все важнейшие признаки строгого классицизма. Автором Таврического дворца был русский зодчий И.Е. Старов.

 

 

Иван Егорович Старов (1745–1808)

Будущий архитектор родился в семье дьякона, и обучался в школе для детей «духовного чина» (См. подробнее: http://ru.wikipedia.org/wiki/Старов,_Иван_Егорович)

 

Здание Академии наук создал приглашённый императрицей Екатериной II итальянский архитектор Д. Кваренги.

 

 

Джакомо Кваренги (1744–1817)

Современники подшучивали над внешностью архитектора: «Всяк знал его, ибо он был замечателен по огромной синеватой луковице, которую природа вместо носа приклеила к его лицу» (См. подробнее:http://ru.wikipedia.org/wiki/Кваренги,_Джакомо)

 

Таврический дворец строился для фаворита Екатерины II, Григория Александровича Потёмкина, удостоенного титула князя Таврического за присоединение к России Крыма – древней Тавриды. Центральный двухэтажный корпус и одноэтажные крылья дворца охватывают широкий двор – курдонер.

 

Таврический дворец (Шпалерная ул., 47). 1783–1789 гг. Архитектор И.Е. Старов

По центральной оси главного корпуса выступает стройный шестиколонный портик, а за ним возвышается пологий купол. Монументальные гладкие колонны портика контрастно выделяются на фоне простых объёмов корпусов, с ровными полями гладких оштукатуренных стен, прорезанных окнами без наличников. Окраска стен в жёлтый, а элементов ордера в белый цвет станет популярной в петербургском классицизме. Внешний облик дворца полон строгого благородства, создавая в то же время ощущение спокойного уюта. Г.Р. Державин так описал дворец: «Наружность его не блистает ни резьбою, ни позолотою, ни другими какими пышными украшениями: древний изящный вкус – его достоинство; оно просто, но величественно».

 

"Просто, но величественно" (страница 3 из 9)

 

 

Таврический дворец. Центральный корпус

Геометрическая простота объёмов, из которых составлен дворец, отразилась и в его парадных залах.

Таврический дворец. План

 

Главная анфилада ориентирована перпендикулярно фасаду. Из вестибюля попадаем в восьмиугольный купольный зал.

 

Таврический дворец. Купольный зал [Художник Ф. Данилов]

За ним – грандиозный Белоколонный зал.

 

Таврический дворец. Белоколонный зал

Завершает анфиладу огромный зимний сад.

 

Таврический дворец. Зимний сад [Художник Ф. Данилов]

 

Вспомните, как по какому принципу размещались анфилады во дворцах периода барокко?

"Просто, но величественно" (страница 4 из 9)

Первоначально главный фасад Таврического дворца смотрел на Неву, перед ним была устроена гавань. В середине 19 в. здесь была построена водонапорная башня, и здание оказалось отрезано от водных просторов.

Вид Таврического дворца со стороны Невы [Художник Б. Патерсен]

 

Вспомните, у какого городского дворца петровского времени была устроена небольшая гавань («гаванец») для причаливания судов?

 

Здание Академии наук также ориентировано главным фасадом на Неву. Крупный масштаб и обобщённость форм отвечают речным просторам. Благодаря отсутствию мелких деталей здание кажется крупнее стоящей рядом Кунсткамеры, в действительности несколько превосходящей Академию наук в размерах.

 

Невская панорама со зданиями Академии наук и Кунсткамеры

Вновь, как и в облике Таврического дворца, главный выразительный приём – контраст между белоколонным портиком и гладью стен, избавленных от какого-либо декора.

 

Академия наук (Университетская наб., 5). 1783–1789 гг. Архитектор Д. Кваренги

В соответствии с принципами классицизма, как фасад, так и план здания Академии наук абсолютно симметричны.

 Д. Кваренги. Академия наук. Фасад и план

 

"Просто, но величественно" (страница 5 из 9)

 

Единственное в своём роде церковное здание – Троицкая церковь, называемая «Кулич и Пасха».

 

Церковь Пресвятой Троицы («Кулич и Пасха») (Пр. Обуховской Обороны, 235).1785–1787 гг. Архитектор Н.А. Львов

ВИДЕО 31. Церковь «Кулич и Пасха»

Важную градостроительную роль призвано было играть здание Конногвардейского манежа. Его главный фасад воспринимался с огромных расстояний.

Конногвардейский манеж (Исаакиевская пл., 1). 1804–1807 гг. Архитектор Д. Кваренги

Колонны крупномасштабного восьмиколонного портика широко расставлены, а за ними устроена глубокая лоджия. Этот приём создаёт сильный пластический и световой эффект.

 

Д. Кваренги. Портик Конногвардейского манежа

 

"Просто, но величественно" (страница 6 из 9)

 

Одно из поздних произведений строгого классицизма – Смольный институт, предназначенный для обучения и воспитания девушек благородных сословий.

 Смольный институт (Смольный проезд, 1). 1806–1808 гг. Архитектор Д. Кваренги [Художник С. Галактионов]

 

Протяжённый фасад института оканчивается двумя боковыми флигелями, которые огибают парадный двор. Внутренняя планировка здания Смольного института проста и рациональна: вдоль каждого этажа проходят длинные коридоры, по обеим сторонам которых располагались учебные классы и спальни для воспитанниц.

 

Д. Кваренги. Смольный институт. Фасад и план

Стройный и торжественный восьмиколонный портик с треугольным фронтоном, вознесённый на аркаду в центре здания, считается одной из лучших композиций Д. Кваренги.

 

Но здесь, в отличие, например, от Академии наук, контраст между портиком и гладью стены смягчён тем, что по сторонам портика размещён ряд пилястр. Следуя правилам традиционной для классицизма трёхосевой структуры, архитектор поставил меньшие портики на торцах флигелей, слив их со стеной.

 

"Просто, но величественно" (страница 7 из 9)

 

Строгим классицизмом называют вторую фазу этого стиля в России. Для архитектуры этого периода характерны крупные обобщённые формы, сообщающие зданиям благородную монументальность. Ровная аскетическая гладь стен очищена от деталей. Ведущее средство выразительности – противопоставление вынесенных в пространство портиков чистой поверхности стен. 

 

Немецкий искусствовед 18 в. Иоганн Иоахим Винкельман определил сущность древнегреческого искусства как «мир благородной простоты и спокойного величия». А какими эпитетами Вы наделили бы русскую архитектуру периода строгого классицизма?

 

 

"Просто, но величественно" (страница 8 из 9)

 

"Просто, но величественно" (страница 9 из 9)