Тема 7. Роль тряпичной куклы в «детской» и «взрослой» жизни


Открыть содержание курса

Бесконечное совершенствование куклы таит в себе неразрешимое противоречие.Даже если кукла является подробной копией человека, она «не живет»до тех пор, пока не оказывается в поле игры.


Татьяна Дерий. Дивный сон

Давно известно, что только игра оживляет куклу, и лучше всего этой задаче отвечают традиционные куклы, которые порой очень условны и просты. Тем не менее ребёнок сам решает, как играть со своей куклой – будь она простым поленом, обернутым в тряпку, или разряженной красавицей.


Елизавета Бём. Открытка

В своих играх с куклами крестьянские дети воспроизводили обрядовые, бытовые и праздничные сцены, которые они наблюдали в жизни. Кукла была самой распространенной игрушкой, бытовавшей в каждом доме русской деревни. Даже в бедном доме, где в качестве детских игрушек выступали ложки да лапти, тряпичные куклы имелись обязательно. Взрослые поощряли изготовление кукол и игры с ними. Такое покровительственное внимание взрослых к детским кукольным забавам во многом объясняется связью этих игр с магическими действиями, с культом плодородия и материнского начала. Еще долго в семьях сохранялись старые приметы, связанные с игрой в куклы. Если дети усердно мастерили кукол и подолгу возились с ними, то предсказывалось скорое появление в семье новорожденного, а небрежное обращение с этой игрушкой предвещало болезнь близких. Если бросали их в воду или закапывали, предсказывали покойника в доме; если же представляли их князем или княгинею, то пророчили близкую свадьбу.

Отношение детей к кукле до сих пор рассматривается как знак: «не играет в куклы – детей не будет, плохая мать». Удивительно  то, что эти древние народные приметы часто подтверждаются в жизни.

А какие приметы, связанные с игрою в куклы бытовали  в вашем детстве?

Играть в куклы можно было не всегда. Во время святок кукол прятали. Ведь считалось, что в это время – от Рождества до Крещения – по земле бродила нечистая сила, и она могла запросто забраться в куклу и уже через нее навредить человеку. Но в Святки можно было любоваться на других, специально к празднику сделанных кукол: на ангелов, на персонажей кукольного театра – вертепа, на веселого Петрушку.


Рождественский ангел Петрушка (фото Алиева Татьяна)

Маленьким детям куклы шили мамы, бабушки, старшие сестры, несмотря на колоссальную занятость и постоянный труд они находили для этого время. Ребенка специально обучали традициям изготовления тряпичных кукол. И с пяти лет любая девочка могла сделать куклу сама.  Такие куколки сильно отличались от кукольных эталонов, ведь в своем творчестве дети свободнее взрослых. Куклы самоделки получались у всех разными и одновременно похожими, ибо они повторяли местный тип игрушки, отвечали общему вкусу. Шили кукол из поношенной одежды. Использовали для этого подол женских рубах и фартуков. Именно эти части соприкасались с землей и, вбирая ее силу, таким образом, имели наибольшее сакральное значение. Куклу «одевали» в повседневный или праздничный крестьянский наряд. Для праздничной одежды куклы чаще всего использовали лоскутки покупных тканей– ситца, сатина, кумача, которые для этого бережно хранились.

А.А. Харламов. Маленькая швея

В биографичном святочном рассказе «Куколки-скелетцы» Софьи Андреевны Толстой сохранились такие воспоминания:

«В спальне Ольга Николаевна выдвинула книжный комод и достала несколько узелков с лоскутами. Чего там только не было! Вот остаток от Таниного красного платья; а вот полосатенький лоскуток от русских панталон Илюши; кусочки лент от шляпы мамы, бархат, остаток от голубой шелковой подушечки и прочее и прочее. Таня и Маша, две настоящие маленькие женщины, возились в лоскутах с большим увлечением. Они набрали целый узелок тряпочек и побежали в залу. Началась кройка, примерка: сочиняли всякие костюмы»

Старшие не только обучали и контролировали работу, но и оценивали успехи детей. По тому,  как сделана кукла судили о мастерстве и вкусе хозяйки. Кукла была эталоном рукоделия. Когда девочка подрастала и становилась девушкой, кукла была для нее как бы визитной карточкой. На девичьи посиделки, куда заглядывали будущие женихи, девушки приходили со своими куклами. По куклам и их нарядам судили о способности к рукоделию будущих жен.

Честняков Е. "Посиделки"

Играя в куклы, дети непроизвольно учились кроить, вышивать, прясть, шить, строить.  Игра имела прямое отношение к деятельности будущего взрослого  члена общества.Соответственно внимание взрослых к кукле в детской среде объяснялось не только таинственным ее значением, но и необходимостью раннего трудового обучения. Ведь с семи-восьми лет труд становился основным занятием в жизни.


Кившенко А.  Дети, несущее в поле обед жницам.

До наступления этого возраста в куклы играли не только девочки, но и мальчики, пока женский и мужской детский костюм, кроме прически ничем не различались. Но лишь только мальчик начинал носить порты, а девочка юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.


Маковский В.И. Игра в бабки. Фелицын Р. На крыльце избы

Именно в игре полностью раскрывалось содержание куклы. Ребенок, получая от взрослого куклу, имел своего рода задание для совершенно определенной деятельности. Кукла становилась средством общения, потребность в котором столь развита  в деревенской среде. Эту жизненно важную потребность в общении необходимо было передать ребенку. И тряпичная кукла этому активно способствовала, объединяя детское сообщество.


Голынский В. А. Дети в лесу

В игре, в кругу сверстников ребенок получал ценную возможность готовить себя к жизни, к вступлению в общество взрослых со всеми его требованиями.Ведь именно в игре ребенок становился полновластным хозяином процесса, а не маленьким участником какого-то события, как это было в жизни. В играх с куклами дети выбирали для себя какую угодно роль, проявляли свой характер, выбирали любую сцену из деревенской жизни и проигрывали ее со всеми подробностями, удивляя взрослых точностью своего подражания.

Дети в игровом домике. Архив Тотемского краеведческого музея. Начало ХХ века.


Дед и бабка с внуком. 1910 г.

Вспомните, какие сюжеты проживали Вы в своих кукольных играх?

Для кукольных игр дети собирались небольшими компаниями в избе, амбаре, на повести. У каждой девочки был свой короб с куклами, который они брали с собой на кукольные игры, как на ритуал. Тут и разворачивалось коллективное игровое творчество.


Короба с куклами

В играх с куклами  ярко отражалась жизнь деревни, ее трудовой быт, взаимоотношения людей. Начиналась игра с поиска укромного места, затем строили шалаши из прутьев. Покрывали их соломой или травой и устраивали в них все как в настоящем жилище:  стряпущую избу, горницу, сени, хлевы, сараи. Потом начиналась игра: парни уходили на работу, за дровами, пахать, косить, а девки оставались дома стряпать, прясть пряжу, ткать холсты, нянчить детей. Все эти знакомые роли часто проигрывались с куклами. Этнографы сохранили воспоминания крестьянок о том, как в детстве они нянчили и пестовали свои тряпичные куклы, пели им колыбельные песни. И это не смотря на то, что на старших девочках всегда лежала забота о младших.

Со своими куклами дети справляли все обряды и празднества, проигрывая основные сцены. Ведь дети принимали участие почти во всех обрядах деревенской жизни. Самым веселым  и красочным из них была  свадьба. В свадебном обряде дети были не только зрителями, но и участниками: они снимали с невесты покрывало, расплетали косу, шли впереди свадебного поезда.


Бучкури А.А. Свадебный поезд. 1912

Поэтому чаще  всего в кукольных играх проигрывали свадьбу, с многочисленными обрядами и правилами, с песнями и причитаниями, соблюдая последовательность, но при этом могли сократить или расширить какие-то эпизоды, внося в нее новые ситуации.

А Вы проигрывали с куклами какие-нибудь праздники? Чем именно привлекали Вас те праздники, которые находили место в ваших играх?

Собиратели фольклора и этнографы неоднократно записывали полную свадебную игру девочек 8-10 лет. Каждая девочка приносила свою коробейку с куклами. В игре их было до 20 и больше: жених, невеста, родители, подруги невесты, сват…все, как положено. Сцену за сценой разворачивали девочки в своих играх: сватовство, налаживание к богомолью, посиделки с обрядом расплетания косы. Кукле - невесте расплетали косу, и девочка в роли подруги голосила:

Уж не заря ли занимается,
Уж не свет ли да рассветается,
Не гора ли да рассыпается?!
Трубчата коса да расплетается,
Девий век да коротается!
Девья жира лебединая,
Девье прозвище да хорошо,
Девье прозваньице да дорогое.
Женска жира да не дородна,
Женско званье да не хороше:
Нету ножечкам да ходу,
Белым ручушкам нету воли…


Фольклорный ансамбль «Живая традиция». 2012 г. 

За посиделками следовала баня, а потом и девишник: на этот эпизод брали куклу в красном сарафане, с красною повязкою на волосах. После венчания кукле - невесте заплетали две косы, укладывали по бабьи, сажали за княжой стол, наконец молодых оставляли вдвоем. Кукольная свадьба заканчивалась. Хозяйки разбирали своих кукол и расходились по домам. При всем сходстве со свадьбой эти проигрывания оставались яркой детской игрой, где играющих увлекал сам процесс, а не результат действия, как это бывает в жизни. Играющие особо выделяли динамичные моменты свадебного обряда: долго и шумно катали кукол в возке, печальным причетам предпочитали  веселые песни, увлеченно танцевали.


Куклы с каталкой, 1930 год

Подобные проигрывания определенной роли с куклой и было вхождением в обряд, приобщением к традиции. И важную роль здесь выполняла обычная тряпичная кукла, которая и в детской игре выступает в качестве проводника.

Уже в детском коллективе среди участников игр выделялись наиболее способные исполнители, знатоки игровых традиций, лучшие мастерицы кукол – их знали по всей деревне. Из них вырастали талантливые мастерицы на все руки, подлинные хранители обрядового и песенного творчества.  Так с помощью именно тряпичной куклы взрослое поколение могло вверить, а младшее принять, сохранить и передать дальше накопленный жизненный опыт. К куклам относились особо бережно, хранили их в конкретном месте, после игры сразу собирали, старались сохранить до замужества, чтобы потом передать своим детям. Это, безусловно, нельзя объяснить лишь детской привязанностью к кукле. Здесь наблюдается связь  и с её магическими, обережными свойствами, с почитанием в ее образе предка-опекуна, женского божества.

Не только куклы, но и другие крестьянские игрушки имели особый смысл. Так скажем, глиняные свистульки для детей были просто забавой, а взрослые долго верили в их способность своим свистом отгонять злых духов. Кони, птицы, медведи, златорогие бородатые козлы прожили столь долгую жизнь в народной игрушке. Эти стойкие образы относятся еще к славянской мифологии: Конь – слуга солнца, приносил на землю благодать, птица отпирала весну и теплое лето, козел покровительствовал урожаю, медведь подавал земледельцу добрую силу.

     
Автор И.Гаркавенко, Е.Николаева, Д.Суриков

В предыдущих темах мы уже обсуждали с вами, что традиционные куклы были не только тряпичными. Делали их и из дерева, глины, соломы. На каждый возраст были свои куклы. Совсем маленьким давали деревянные, их, как ни крути, как ни роняй, всё целы будут. Соломенные куклы взрослые делали  между делом на забаву себе и детям. Из пучка спелой золотистой соломы получалась легкая задорнаяСтригушка.  Если ее поставить на стол и осторожно постучать руками, она начинает плясать.

Но если деревянные и соломенные куклы делались для малышей, то дети старшего возраста нуждались уже в более содержательных игрушках. Среди игрушек эту роль выполняли тряпичные куклы. По дошедшим до нас образам тряпичной куклы  мы можем судить, как тесно переплетались  в ней художественное содержание и воспитательные функции. Тряпичная кукла – поэтический идеализированный женский образ, который в отличие от фольклорного образа является наглядным, ощутимым, и потому особенно ярким и впечатляющим.

И становится понятным, почему тряпичная кукла в крестьянском быту, помимо своих прочих функций и значений, приобрела еще и эстетическую ценность. И не случайно ладно сшитую лоскутную красавицу дарили по праздникам и на именины детям, а на русской северной свадьбе она была неотъемлемым атрибутом. Разряженную куклу ставили на поднос и пускали по свадебному столу со словами: «Раздайся народ девья краса идет по столу дубовому к яствам сахарным». А в величальной свадебной песне поется о доме, где «хозяюшка веселая, словно куколка увитая».


«Мамка». Т.Л. Попова

Теперь мы с вами видим, что традиционная тряпичная кукла была многофункциональной. В одном и том же обличье она могла выполнять разные роли. Кукла как оберег, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, средство воспитания, детская забава – все эти ее значения сливались в одну самую главную функцию: духовную функцию общения.  Деревенские люди всегда стремились к общению, потребность в котором была жизненно необходима. Все отношения в деревне, даже семейные носили публичный характер: свадьба, похороны, другие праздники и обряды праздновались коллективно. Коллективным было и искусство. И кукла стала тем самым проверенным веками средством, с помощью которого старшее поколение  могло вверить, а младшее принять, сохранить,  и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

В нашем сегодняшнем стремлении знать, какой же была традиционная тряпичная кукла, как ею играли и что она значила, кроется не только научный, познавательный интерес, но еще и естественное для человека желание знать и помнить прошлое своего народа, рода, семьи.


Открыть содержание курса