квест для жителей спб

Тема 4. Сакральный смысл кукольной головы


Открыть содержание курса

 Голова ассоциировалась у славян с верхом (небом), главенством, рассматривалась как средоточие жизненной силы, вместилище души и ума.


Спас Нерукотворный

Согласно космогоническим представлениям, изложенным в стихе о «Голубиной книге» Голубиная книга – одно из произведений славянской духовно-народной литературы. Свое название получила от слова «глубина», так как в ней содержалась «глубинка», премудрость знаний о происхождении мира, объяснялись сложные явления природы. Рукописные списки известны с XVII века, однако составлен Стих вероятно в конце XV - начале XVI века. В XIX веке бытовал преимущественно на севере России, отчасти в средней полосе, а также в Белоруссии; в южнорусских областях и на Украине он неизвестен. Подробнее см. здесь http://ru.wikipedia.org/, вышний мир «зачался» от Господа  Бога:

"От чего зачался наш белой свет, 
От чего зачалося солнцо праведно, 
От чего зачался светел месяц, 
От чего зачалася заря утрення, 
От чего зачалася и вечерняя, 
От чего зачалася темная ночь, 
От чего зачалися часты звезды. 
А и белой свет – от лица Божья, 
Солнцо праведно – от очей его, 
Светел месяц – от темечка, 
Темная ночь – от затылечка, 
Заря утрення и вечерняя – от бровей Божьих,
Часты звезды – от кудрей Божьих!"

В том же стихе сообщается, что «у нас в земле цари пошли — От святой главы от Адамовой». В русском языке значимость этой части тела  прослеживается и в пословицах: без Царя в голове;  голова у ног ума не просит;  снявши голову, по волосам не плачут; выше головы не прыгнешь;  церковь не построй, а голову прикрой;

Не случайно русские женщины не ходили с непокрытой головой – а накрывали голову платком. Этот обычай до сих пор сохраняется в православной традиции, подтверждая глубину исторической преемственности в духовном опыте народа.

Покрытая голова женщины означает наложение власти на голову, это служит знаком подчинения и смирения перед Богом и перед мужем. «Итак, муж не должен покрывать голову, потому, что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» Апостол Павел (1Кор.11.7-9). Кукольной голове также придавали особую важность, ведь ей было что скрывать.Начнем с того  чем набивали куклам головы. Набивку для кукольной головы  плотно валяли из очеса собственных волос и шерсти животных, из  кудели  короткое путаное волокно, получаемое после очистки волокнистых отходов (смеси перепутанных волокон и костры), которые образуются при переработке льна и конопли.   ,

Куликов И.С. Пряхи

 пакли грубое, короткое, спутанное волокно, отход от первичной обработки конопли, льна и других лубяных культур (при мягчении и трепании), непригодное для прядения и сильно загрязнённое кострой.   ,

  Костры одревесневшие части стеблей прядильных растений (льна, конопли), получаемые при их первичной обработке (мягчении, трепании).   

Получение костры изо льна

В полотняную тряпицу клали и клубок ниток. Такую клубковую куклу-головастика делали и дарили, чтобы жизнь хозяйки куклы была подобно нити - длинной и прочной, а сама она стала бы трудолюбивой, умелой «тонкопряхой».  В головной узелок порой даже прятали птичье гнездышко - свидетельство связи куклы с небом, где обитают пернатые, и одновременно пожелание девочке свить свое гнездо, обзавестись домом и семьей.

Но наиболее древним наполнителемкукольной головы, вероятно, являлась зола. Обычай ссыпать золу в определенное место неподалеку от жилья был распространен у многих народов. На зольник несли домашний сор, кости животных, разбитую посуду, игрушки. И чем больше нарастал холм, тем больше гордились им хозяева, тем богаче и многочисленнее считался род. Археологи связывают  зольники скопления золы, насыщенные костями животных и остатками предметов материальной культуры, на поселениях бронзового и железного века; образовались в результате ссыпания в одно место золы из очагов и остатков жертвоприношений; связаны с культом домашнего очага. О славянских зольниках подробнее см.здесь http://protown.ru/information/hide/7010.html    с культом домашнего и родового очага.

Поэтому кукла, изготовленная из золы, также имела магическое значение. Так, отправляясь в дальний путь, всегда брали с собой горсть земли, золы, завернутой в узел. 

А что вы берете с собой, уезжая на долгое время из дома (родного края)?

Мать на свадьбу своей дочери дарила зольную куклу. Такая куколка символизировала преумножение рода, ибо вместе  с нею мать передавала силу родного огня. И невеста в дом к жениху уносила этот огонь и благословение своего рода, своих предков. Таким образом, на огненном уровне соединялись два рода.

Зольные куклы бытовали в разных местностях, их отличали от прочих тряпичных кукол большие головы без волос и головного убора и сами куклы были немаленькие -  высотой от 40 до 60 см. Причем голова перетягивала, перевешивала тулово. «Голова так голова!» - говорила с удовлетворением кукольная мастерица  воронежской области П.И. Щербинина, когда  зольный комок смоченный водой в ее руках превращался   в ровный шар Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии.- М.: Изд-во «Культура и традиции», 2007, с. 17   .

Зольная кукла связана и с культом предков. Наглядное тому подтверждение -традиционная  эрзянская  этническая группа мордвы, составляющая большую часть этого народа, или отдельный мордовский народ наряду с мокшанами. Эрзяне проживают в бассейне рек Мокша и Сура, а также Волги и Белой. Подробнее о происхождении и культуре эрзян см.здесь http://www.erzan.ru/istorija-zemli    кукла. Жительницы села Подлесная Тавла рассказывали: «Вот сделали куколки, какие были у нас в детстве. Сидим дома зимой на печи и играем. Насыплем в тряпочку золы прямо из печки, туго свернем - выйдет головка. К ней уже туловище приделаем, нарядим - вот и готова еще одна кукла, наша, мордовская». На эрзянском языке  зола - «кулов», умереть - «куломс», покойник - «улов». Во всех трех словах - один корень, живое языковое свидетельство о тех временах, когда умерших сжигали. Связь зольной куколки с предками очевидна. Под лоскутиками, чей век недолог, сокрыта нетленная частичка ушедшего мира.

Зольные куколки

Горстка золы, завернутая в кукольную одежду из новой материи, служит посредником между существующей жизнью и сгоревшей, отошедшей в прошлое.Сакральный смысл можно увидеть и в техпростейших куклах - закрутках, где не было отдельно набитой головки-шарика. В архангельской традиции во множестве встречались маленькие куколки величиной с палец, свернутые из полотняного лоскутка в плотную трубочку. На тряпичный столбик надет длинный наряд, наружу выглядывает крохотная головка. Без лица, без волос, без головного убора. Зато взгляд сразу примечает завиток на макушке.

Упругая змейка, венчающая кукольную головку, не зря бросается в глаза:спираль - древний символ плодородия и блага.  Спираль с древнейших времен один из самых распространенных декоративных узоров - от Европы (двойные спирали в кельтской традиции или спирали на римских капителях) до Тихого Океана (спиральная резьба маори в Новой Зеландии и татуировки островитян в Полинезии). Весьма сложный символ, который использовался со времен палеолита и появляется в додинастическом Египте, на Крите, в Микенах, Месопотамии, Индии, Китае, Японии, доколумбовой Америке, Европе, Скандинавии и Британии. Её многозначность необычайно велика.    - один из древнейших символов  Мироздания. Неспроста некоторые философы-диалектики в один голос утверждали: природа, история, род людской развивается по спирали.

Спираль на бытовых вещах славян

Спираль очень часто использовалась в декорировании домашней утвари, в вышивке, украшениях. Спиралью также является любая нить - ведь в ней спиралевидно переплетены волокна льна или шерсти. В процессе изготовления кукол перетягивали неразрывной нитью. От языческого мировоззрения по сей день сохранились в русском обиходе выражения: «нить жизни», «нить судьбы», «узловой момент». Сюда же примыкает «повитуха», «повивальная бабка» (от слова «вить»), которая перевязывала повитью(скрученной нитью) пуповину новорожденного, соединяя его тем самым с космической нитью жизни.

Спираль - только беспорядочную - образуют и нити в клубке (недаром он несет столь значимую магическую нагрузку в русском фольклоре, особенно в волшебных сказках, помогая герою в преодолении самых сложных препятствий).

Вспомните, в каких русских сказках, преданиях присутствует клубок нитей, как именно он помогает героям?

Родовой и домашний очаг, память о предках, нить личной судьбы - на этих ценностях «сходился белый свет», когда углы светлой полотняной тряпицы связывались крепким узлом из льняной нитки, обтягивая шаровидную голову. Если такие жизненно важные идеи «замуровывались» в голову куклы, то вполне логично, что само лицо теряло всякое значение.

Мистическая безликость - тоже одна из древних тайн тряпичной куклы.

Безликая тряпичная кукла. нач. XX в., Смоленская губ.

(илл. из книги Галина и Мария Дайн. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»)

Это роднит ее с обрядовыми фигурками, чаще всего тоже безликими. Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. Безликость сохраняла куклу в целости, подобно упаковке. Смысл этой стойкой символики в кукольной традиции давно забыт. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз.Значит, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже и нарисованные - есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. 

Вальдорфские современные куклы

Кукла без лица отрешена от бытовой конкретики, от живого человека. Она слепа, глуха и нема - сама по себе, сама в себе. Только в таком «гробовом» молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

Такое отношение к кукле без лица отмечено и в культурах других народов.  Например,  у таджиков и узбеков тоже запрещалось делать куклы с нарисованными и вышитыми лицами. Этосчитали грехом и объясняли тем, что в день воскресения из мертвых придется отдать часть своей души таким куклам. Впрочем, кукольная личина тоже не всегда оставалась чисто белой. Традиционные тряпичные куклы южной России делались и с лицом, перетянутым красной питью косым крестом. Мотив крестообразной вышивки на лице может быть связан с солярными символами, с солнечным божеством. Косой крест - знак плодородия, перетягивающий обычно кукольную грудь, в южнорусских тряпичных фигурках вынесен на лицо, вписан в солнечный круг.

Не случайно таким куклам не пришивали волосы, а у зольной воронежской куклы нет даже и головного убора. Шарообразная голова, преувеличенная, безволосая, как бы сама в себе заключала идею солнца и его знак солярный символ.

Тряпичные куклы с крестообразным лицом, выплетенным из цветных нитей сложным узором, бытовали в разных этнокультурах: у грузин, осетин, киргизов и узбеков.

С солнечным божеством связаны, вероятно, и хакасские тряпичные куклы, лица которых обтянуты красной материей.

Хакасские куклы

Важно еще отметить и то, что традиционные куклы всегда были безымянны. Табуирование кукольного имени связано с магическим пониманием слова как телесной материи. Озвучивание имени могло нарушить охраняемую целостность куклы: ведь ее мог назвать и чужой недоброжелательный голос. Их так и называли ляльки, куклы, цацки,обособляя тем самым от других игрушек и потешек.  Имя, как и лицо, уподобляло куклу человеку. А это значит, что можно нанести вред, используя сходство имен. А называя куклу по имени можно было потревожить дух родственников, предков. Таким образом, отсутствие имени и лица у куклы помогало ей выполнять разные обрядовые роли, о которых мы поговорим в следующих темах. Но постепенно условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке.

 Кукла барыня

Поэтому уже в конце XIX века заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной. И это в первую очередь сказалось на том, что у куклы появилось лицо.  Традиционно лицо куклы рисовали углем из печки, и это тоже говорит о связи игрушки с домашним очагом. Позже пользовались простыми или  цветными карандашами, чернилами. Но чаще вышивали, используя универсальные приемы традиционной народной вышивки, где женские образы обозначались крестообразными и ромбовидными узорами.

Элементы этих канонических узоров перекочевали и в игрушку, определяя тип кукольной красоты. Глаза обозначены крестиками, точками или ромбами. Бровкипротянуты тонкой черной ниткою или цепочкою из крестиков. Нос часто отсутствует.  Рот, как правило, вышивали красными нитками плотными стежками или традиционным крестиком – получалось, что «рот закрыт на замок».

 

При всем разнообразии кукольных ликов все они схожи своей строгостью и благообразием. Нет ни одной веселой, смеющейся куклы. В этом сказывается связь игрушки с культом предков, а также с благообразием православных женских образов, которые постоянно были перед глазами.

Богоматерь Владимирская 

Кого изображали куклы вашего детства?

Перейдя из сакрального мира в игровой, кукла обрела еще один важный атрибут женской красоты – длинную косу.

Будкин Ф. Девушка перед зеркалом

Обычно косу кукле делали из льняной кудели, иногда из конского волоса, а порой и из настоящих волос.

«Бывало, всякую волосинку за зеркальцем хоронили - это кукле на косу», «косу обязательно сплетем, что уж за девка без косы», - вспоминают свои детские увлечения жители ярославских деревень. Пришивая настоящие волосы кукле, ее тем самым приобщали к семье, игрушка становилась «кровным» передаточным звеном в родовой цепочке. Этот момент относится к обрядовой роли куклы. Ведь народная традиция наделяла волосы, особенно женские, огромной энергетической силой солярного божества. Считалось, что повредить, сглазить человека легче всего через его волосы. Вот почему их никогда не выбрасывали, а сжигали в печи или «хоронили» в укромном месте. Об особом внимании к кукольной косе говорят и произведения фольклора. 

Вспомните сказки, в названиях которых присутствует слово «коса»

Василиса краса, длинная коса

Представления о значении женских волос, естественно, переносили и на куклу. «Ты расти, расти, коса, До шелкова пояса: Как ты вырастешь, коса, Будешь городу краса!» - припевали девочки во время игры, обращаясь к кукле.

 Открытка. Елизавета Бём

Народная мудрость гласит: Подруги косу плетут на часок, а свахи навек. Коса не только украшала куклу, но и придавала кукольным играм живой, обрядово значимый характер. Косу можно было расчесывать, расплетать, снова заплетать, используя разные ленты, и делать «бабью» прическу, меняя головные уборы. Благодаря пришитому к кукольной голове клочку простой кудели кукла, как в сказке, обращалась из девицы в невесту, молодуху, женку, мать... Так в кукольной косе материализовалась идея продолжения рода.

Маковский. Крестьянские дети

Теперь мы видим, что рукотворная кукла  служила для наших предков своеобразным родовым этническим кодом, который указывал основные ориентиры жизненного пути: помнить и чтить предков и родителей, хранить родовой и домашний очаг, следовать традициям повседневной жизни. 

Представьте себе, как могла бы выглядеть кукла вашей семьи. Какие у нее могут быть особенности? 

Задание для самостоятельной работы к теме Сакральный смысл кукольной головы

Коса – девичья краса.
Делаем простейшую в изготовлении куколку с косой. Деревенские дети обычно делали ее из свежей травы или пакли. Сегодня мы можем заменить эти материалы и на плотные толстые  нитки.

1.    Берем исходный материал немного длиннее ладони, толщиной в два пальца. Перегибаем на одну треть длины – это высота куколки, две трети – ее коса

2.    Тонким пучком исходного материала перевязываем куколке область шеи, таким образом закрепляем отмеренную нами часть и а концы этого пучка образуют руки у куклы. Кончики рук подгибаем и подвязываем.

     

вид спереди                                                                               вид сзади

3.    Из оставшихся двух третей длины исходного материала заплетаем косу, перевязать косу можно ленточкой, ниткой или все теми же травой и паклей. Вот наша куколка и готова

(мастер – класс взят из книги Натальи Догаевой и Елены Берстеневой «Кукольный сундучок»).


Открыть содержание курса