квест для жителей спб

Тема 3. Анатомия и символика тряпичной куклы


Открыть содержание курса

Традиционная тряпичная кукла, на первый взгляд - простейшее изображение женской фигуры. В ней нет ничего лишнего, она почти символ.  Основу куклы составляет кусок ткани, свернутый в скалку, грудь из туго набитых шариков, коса, пестрый наряд. Но эта простота таит в себе  глубинный смысл.


Тряпичная кукла

Долгое время исследователи не догадывались заглянуть внутрь тряпичной куклы, где, как оказалось, и скрыты самые важные её тайны. Русская тряпичная кукла включает в себянесколько архетипов сформированных традицией: столбушка (столбец, полено, чурка),

крестушка или крестец,

                        

кукла на палочке,

узловая (узелковая кукла),

пеленашка,

закрутка (скрутка, скалка, скатка),

набивная кукла – мешочек.

Все они бытовали одновременно в XIX – первой половине XX века в деревне и малых провинциальных городах. Каждый тип в свою очередь имел множество вариантов, характерных для данной местности. К примеру, на Русском Севередольше сохранялся архаичный тип куклы на палочке, скромных размеров и благородной красоты;


Куклы на сосновой палочке (Архангельская область) Илл. из книги Галина и Мария Дайн.«Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»

а на юге России – тип набивной мешковидной большеголовой праздничной, дородной и яркой куклы.


Тряпичная кукла с крестообразным лицо (илл. из книги Галина и Мария Дайн. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»)

Исследователи обратили внимание на то, что куклы разных регионов при всем их внешнем образном различии близки по способу изготовления внутренней первоосновы. Заметили общую для кукол столбообразную основу тулова, которую свертывали так плотно, что получалась,  будто скульптурка из твердого материала.До сих пор на Русском Севере сохраняется традиция наряжать в костюм деревянную палочку – явный отголосок связи куклы с древней столбообразной культовой скульптурой из дерева.

  

Не случайно и зольная (набитая золой) кукла уподоблена неподвластной времени «каменной бабе». Отсюда этнографы сделали вывод: Что «внутри одетой бытовой куклы, игрушки – самоделки, скрывается её основа – идол, дух предка», и происходит она « от общего магического пращура Галина и Мария Дайн. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии.- 2007, Изд-во: «Культура и традиции», с. 12 См.: http://www.knigidain.ru/biblio   ».

Какие же архаичные представления аккумулировались в туловище тряпичной куклы?

1.    Первооснову каждой куклысоставляет столбец. Его делали из полена, палочки или туго скрученной ткани. Палочку или скрученную из ткани трубочку сверху обтягивали белой тряпицей. И затем уже обряжали.

Это одновременно похоже на  пеленание младенца и обряжение в саван покойника. И в том, и в другом случае пеленание носит сакральный смысл. Вспомним, как повсеместно в России вплоть до середины XX века пеленали новорожденных, их так и назвали – «пеленашки».

Ребенка заворачивали в мягкие пеленки, нарванные из ветхих рубах, затем «обкручивали» свивальником – широкой длинной лентой из холстины.


Джотто ди Бонде. Фрагмент Фрески  «Рождение Иисуса Христа»

В народе объясняли пеленание детей заботой об их физическом здоровье: пеленали, чтобы младенец «в люльке не брыкался, спокойно лежал и спал», «сам себя не испугал, не исцарапал», «рос не горбатый, не кривой, не косолапый», «чтоб ручки и ножки прямыми были, не кривились».

Давно забылась охранительная рольэтой традиции, но она, конечно, присутствовала. Известно, что новорожденного, особенно до крещения, всячески охраняли от злых духов, сглазу и оговора. Крепко свертывая ребенка в неподвижную пеленашку, его, таким образом, скрывали, «хоронили» от темных сил, обманывали нечистого. Ведь в таком положении он не мог шевелить руками и ногами, ни жив, ни мертв, лежит.


Федерико де Урбино. «Федерико Фиори Барокки» 1603 г.

Кукольное тулово, плотно припеленутое к голове, говорит о связи с нижним миром,где живут предки. Белая свернутая фигурка, хранящая покой, была древним обрядовым знаком незыблемости, небытия, смерти. Более того перевязывали куклу неразрывной нитью, часто красного цвета. Красный цвет в русской традициивсегда считался обережным - это символ жизни. Вот почему  традиционная кукла поначалу была так условна и проста, что даже руки и ноги отсутствуют у неё.


Кукла столбушка

Когда же их стали изображать, то привязывали по бокам туловища отдельные палочки или пришивали снизу совсем короткие ножки, а руками служили рукава кукольной одежды или пустотелые лоскутные трубочки.

         

Тряпичные куклы

Само туловище сохраняло первичную основу – об этом свидетельствует кукольная традиция даже в ХХ веке. Куклу к подобию человека приближали очень осторожно, боясь нарушить её самостоятельное бытие.

2.    При всех своих этнографических различиях, кукла везде являет собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Простейшая трёхчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная единой красной нитью,строилась по схеме триединого мира: верхнего, среднего, нижнего. Голова куклы - небесный мир, тулово – земной мир, ноги – подземный мир. Крестовидные куклыуказывали еще и на четыре стороны света.

Так в самой конструкции содержалось универсальное число семь – символ мироздания. Магия семерки живет в нашей речи и сегодня: «семь раз отмерь», «седьмая вода на киселе», «на седьмом небе» - значит наверху блаженства, «в раю».

Вспомните еще пословицы, поговорки, крылатые выражения, сказки с числом семь.

В русских сказках часто действуют три брата (сестры), семь богатырей, клад спрятан «за семью печатями», «за семью замками»… Наконец, каждодневное слово «семья» звучит как древнее заклинание: «я» - в центре мироздания, «я» должен повториться семь раз  –  тогда будет семья. Эта мощная символика зашифрована в кукле.

Косой крест, который перевязывал кукле грудь, фиксирует местобытие куклы в центре мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания. И значит, простейший по конструкции архетип тряпичной куклы передавал из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства.

3. У многих народов, в мифологических представлениях о происхождении человека говорится об андрогинной природепервопредка, т.е. наделенного мужскими и женскими признаками одновременно. В русской тряпичной кукле в полней мере отразилась эта мифологическая символика.

Женский образ был ведущим не только в обрядовой, но и в традиционной игровой кукле. Он очень близок фольклорному женскому образу. Так в песнях, сказках обычно эстетизированы «белое и круглое лицо», «коса до пояса», «полнота», «высокая грудь» и пышный наряд.


Васнецов В.М. Три царевны подземного царства

С особой тщательностью в тряпичной кукле  прорабатывалась пышная грудь.Прикрепляя к кукле два туго набитых шарика-комочка, перетягивая кукольную грудь косым крестом, мастерицы не вкладывали в это действо особого смысла. Руководствовались скорее общепринятыми понятиями о женской красоте. Однако именно такая подробность в тряпичной игрушке, как грудь, возведенная в незыблемый канон, - явный признак того, что куклу породило первичное обрядовое сознание, мифологическое мышление наших предков.

«Грудастая девка» - живой пример почитания женского божества Матери-Земли, материнского начала. Восприятие женщины как продолжательницы рода, как богини плодородия  зародилось еще в первый исторический период  каменного века Каменный век — древнейший культурно-исторический период в развитии человечества, когда основные орудия труда и оружие изготовлялись главным образом из камня, но использовались также дерево и кость. В конце каменного века распространилось использование глиняной посуды.   . Изображение женщины в эпоху палеолита встречается очень часто. Ученые назвали эти образы "палеолитическими Венерами"

         А как же тогда выражена в кукле идея мужского начала? И были ли в русской традиции куклы- мужчины?

Куклы - мужички не были характерны для традиционной игрушки. Они скорее исключение, нежели правило. Деревенские старожилы из разных мест отвечают одинаково: «Мужичков не делали, не принято было», «а если в свадьбу играли, брали вместо жениха палочку»…


Кукольная пара

Это подтверждает и анализ самой крупной коллекции народных кукол из Отдела этнографии русских Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, проведенный С.В.Комаровой. Она установила, что из 850 экспонатов, собранных на территории России, начиная с 1902 года, лишь около 70 экспонатов представляют мужские образы.


Тряпичная кукла- мужичок. Нач. ХХ века (илл. из книги Галина и Мария Дайн. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии») 

Не здесь ли ключик для ответа? Не объясняется ли тогда самодостаточность куклы всей полнотой ее природы? Известно, что кукла в виде деревянной чурки использовалась в русской традиции во многих обрядах и почти всегда выступала символом плодородия. Так, например, на свадьбах новобрачным дарили  и подбрасывали в постель чурку или полено, запелёнутое в тряпки. Этот обычай повсеместно бытовал у русского населения Прикамья, вписываясь в общерусские традиции воспроизводства рода.

Мы видим, что традиционная кукла несет в себе не только женское, но и мужское начало. И о мужской её символике нам говорит столбообразная фаллическая первооснова куклы. Мы уже с вами говорили, что это могли быть и просто полено, и палочка, обтянутая белой тряпицей, и туго скрученная ткань. Деревянная твердь внутри мягкого грудастого тулова – знаковое соитие природного естества, мужского и женского. Такая кукла таила в себе родовую силу, несла идею продолжения рода.Смерть рождает новую жизнь, а жизнь продолжается в гармоничном слиянии двух природных начал, мужского и женского. Вот емкая символика тряпичной куклы.


Кукольная семья

Из выше сказанного мы можем сделать вывод, что долгое время в сознании людей традиционная кукла являлась переходным мостиком между материей и духом, соединяющим в себе представление о бытии и небытии, о жизни и смерти. Первооснова куклы напоминала им предка, а кукла в целом – конкретный этнический типаж, обладающий одновременно как женской, так и мужской символикой.  

Вспомните, какие бытовые или сакральные предметы в русском быту также содержат в себе одновременно мужскую и женскую символику. Это может касаться и современных вещей. Например, розетку и вилку в разговорной речи часто  называют -  «папа и мама»

Задание для самостоятельной работы к теме Анатомия и символика тряпичной куклы

Делаем Вепсскую куклу вместе с Юлией Пинтер – сотрудником Измайловского музея русской народной игрушки. Чтобы сделать такую куклу, нам потребуетсялоскут отбеленной хлопковой или льняной ткани, 3-4 лоскута цветного ситца, разноцветные нитки.

1. Делаем тулово куклы. Лоскут отбеленной ткани размером 15×15 см перегибают по диагонали. В центр лоскута закладывают моток из обрывков нитей, так называемую путанку (можно использовать клок льняной или пеньковой кудели, вату). Моток обтягивают в центре лоскута и закрепляют нитью

2. Оформление головы и рук у куклы.Длинный конец нити несколько раз обматывают по ткани лоскута вплотную вокруг комка путанки Концы нити связывают двойным узлом.

Диагональ лоскута расправляют, половинки лоскута накладывают друг на друга. На одном из концов диагонали делают подгиб ткани. Кончик лоскута примерно 1-1,5 см длиной подгибают внутрь под диагональ. Края ткани скручивают внутрь под диагональ, и в 0,5 см от края конец платка закрепляют несколькими плотными витками нити. Концы нити связывают двойным узлом. Второй конец диагонали оформляют так же Расправив связанные концы в стороны, лоскут перетягивают нитью

3. Оформление груди вепсской куклы. Второй лоскут цветного ситца разме-ром 10×10 см складывают по диагонали. В сложенный лоскут на диагональ вкладывают небольшой моток путанки. Моток обтягивают и закрепляют нитью. Этой же нитью моток прикрепляют к первой детали, чуть сместив его от середины

Из другого лоскута такого же размера изготавливают такую же деталь и закрепляют нитью на кукле симметрично предыдущей

            

Оставшимися концами нитей первую деталь сначала перематывают 2-3 раза под закрепленными мотками путанки, а затем 3-4 раза крест-накрест между ними. Получается кукла, одетая в яркий сарафан и рубаху.

4. Из разноцветных нитей изготавливают пояс для куклы. Две одинаковые по длине и фактуре разноцветные нити складывают вместе и связывают одинарным узлом на одном конце.

Разведя свободные концы нитей в стороны, нить перекручивают между пальцами несколько раз в одном направлении. Не отпуская нити, их концы снова складывают. Нити растягивают за концы, а затем, отпустив один конец нити, плотно перевивают друг с другом. После перекручивания вторые концы нитей также закрепляют одинарным узлом

5.  Подвязывание передника вепсской кукле.

Изготовленным поясом закрепляют передник куклы. Для этого подгибают на 1 см край небольшого лоскута ткани размером 5×6 см, отличающегося от предыдущих по цвету. В подгиб пропускают пояс.
Передник накладывают лицевой стороной на лицевую сторону куклы нижней стороной вверх и крепят двумя-тремя витками скрученных нитей. Затем отгибают и закрепляют двойным узлом сбоку.

6. Работу над куклой завершают подвязыванием косынки и платка.

Сначала сложенной пополам полоской тонкой ткани обтягивают верхнюю часть головы куклы. Концы полоски крест-накрест выводят на затылок и закрепляют. Лоскут цветной ткани размером 10×10 см складывают пополам по диагонали.

Платок повязывают на голову кукле так, чтобы была чуть видна полоска ткани в верхней части головы. Крест-накрест из-под подбородка концы платка крепят двойным узлом сзади .

Ваша вепсская куколка готова!

(Мастер - класс взят из книги И.Н.Котовой и А.С.Котовой «Русские обряды и традиции. Народная кукла»)

(Мастер - класс взят из книги И.Н.Котовой и А.С.Котовой «Русские обряды и традиции. Народная кукла»)


Открыть содержание курса