Лекция 2. Специфика восприятия информации пожилыми людьми


Открыть содержание курса

Лекция 2. Специфика восприятия информации пожилыми людьми

Технологии обучения людей старшего возраста могут быть самыми разнообразными. Выбор той или иной формы связан с преобладанием у таких лиц индивидуальных ценностных ориентации, привычек, склонностей, интересов и желаний. Вместе с тем социальная изоляция, в которой по объективным причинам оказывается большинство лиц пожилого возраста, выдвигает на передний план потребность в общении, установлении новых контактов в изменившемся социальном окружении. Причем доминирующее место в интересах современного пожилого человека занимает общение вне семьи в сочетании с различными видами творчества и информационного обеспечения. Рациональное сочетание занятий любимым делом с позитивным социальным окружением в условиях стабильности быта, внутрисемейных взаимоотношений оказывает на самочувствие пожилых людей самое благоприятное воздействие.

Далеко не всегда лицам, вышедшим на пенсию, удается самостоятельно организовать свою жизнь в новых условиях, сохранить активные позиции, восполнить культурный дефицит, поэтому при обучении пожилых людей важно не только удовлетворить познавательные культурные интересы, сохранить и повысить общий интеллектуальный уровень, но и обеспечивать создание условий для свободного разнообразного общения лиц старших возрастных групп между собой, способствовать вовлеченности людей старшего возраста в сферы политических, социально–экономических отношений.

Обучение людей пожилого возраста характеризуется двумя противоречивыми явлениями: высокой долей ответственности и самомотивации к обучению, с одной стороны, и уверенностью в том, что они уже выучились и их опыт и знания выше, чем у преподавателей.

Кроме того, пожилые люди часто сомневаются в своих способностях учиться, боятся показаться неграмотными, необучаемыми, проиграть в сравнении с другими слушателями группы.

Психологи выделяют следующие основные особенности, отличающие учащегося «третьего возраста»:

1. Часто критически относятся к попыткам руководить ими, даже если вслух этого не высказывают, имея все основания полагать, что они самостоятельные сформировавшиеся личности.

2. Оценивают любую поступающую информацию через призму накопленного жизненного, социального и профессионального опыта.

3. Мотивация к учебе заключается в совершенно определенном стремлении с помощью обучения решить свои проблемы (научиться современным информационным технологиям, получить возможность общения, развлечения и т.д.).

4. Восприятие ими информации неизменно сопровождается эмоциональной оценкой, при этом» информация, сопровождаемая отрицательной эмоцией часто «блокируется».

5. В пожилом возрасте, как и в детстве, активно функционирует интуитивно-образное мышление.


Открыть содержание курса