квест для жителей спб

Тема 1. Кукла, что это такое? Типология кукол


Открыть содержание курса

Тема куклы многогранна, она охватывает разные стороны жизни человека и изучается многими науками. С конца ХIХ века кукла как культурное явление находилась в центре внимания искусствоведов, философов, культурологов, этнографов, историков, педагогов, коллекционеров, специалистов по детской игрушке. Поэтому и определения кукле давали самые разнообразные. Но мы с вами остановимся на том, которое еще в 19 веке дал составитель «Толкового словаря живого великорусского языка»  В. Даль Подробнее о его биографии и трудах см. здесь http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87   

Народные традиционные игрушки (илл. из книги Г.Дайн «Русская народная игрушка», 1981 г.)

Кукла – это созданная человеком из дерева, тряпья, кожи, соломы и прочего фигурка, изображающая живое существо (человека, зверя). Классифицировать кукол тоже пытались неоднократно, но наиболее органичной и всеохватывающей типологией кукол и по сей день остается система, разработанная знаменитым философом и культурологом  Ю.М. Лотманом Юрий Михайлович Лотман: (1922–1993) - русский литературовед, семиотик, культуролог. Член Академии наук Эстонии, член-корреспондент Британской академии наук, член Норвежской академии наук. Создатель широко известной Тартуской семиотической школы и основатель целого направления в литературоведении в университете Тарту в Эстонии (до 1991 Эстония входила в состав СССР). Прочитать статью Ю.М.Лотмана «Куклы в системе культуры» можно здесь http://ec-dejavu.ru/d/Doll.html

Исходя из принципа "мобильности" кукол, он предложил разделить их на две основные группы:
кукла-игрушка и кукла-модель.

К первой группе, по Лотману, относятся куклы-игрушки, или куклы для игры.

Фотографии начала ХХ века

К ней же причисляются театральные куклы и детские игрушки, основным отличием которых является способность двигаться или быть объектом игр либо манипуляций. В эту группы входят обрядовые куклы (самые древние куклы),

Кукла. Африка. 1880-1925 гг., дерево.

Такую стилизованную куклу до замужества девочки носили на спине как амулет от сглаза куклы для шествий,

 

Фестиваль в Гластонбери. Англия. 2003 г.

утилитарные куклы (то есть, когда сама фигура куклы имеет не самостоятельное, а подчиненное значение. Самым ярким примером служат куклы-погремушки, а также солонки в виде кукол, «бабы на чайник»),

 

Погремушка с куклой

и телевизионные куклы (эти куклы в отличие от кукол - игрушек работают на мир взрослых. Во второй половине ХХ века стали очень популярны по всему миру сатирические программы с участием кукол, изображающих политических деятелей).

 

Кукла Б.Н.Ельцина из российской телевизионной передачи «Куклы»

Кукла в первую очередь ассоциируется с игрушкой, причем игрушкой детской. Ребенок и игрушка - понятия нерасторжимые: едва ли не во все исторические эпохи и практически повсеместно непременными участниками детских игр были игрушки.

 

Джейм Чампни, Урок, 1874г.

Особое место среди них всегда занимала кукла, и "особенность" обусловлена, прежде всего, тем, что лишь она создана по образу и подобию человека, и только она является его изображением - не важно, реалистическим, гротескным или подчас очень условным. Самое интересное, что в начале своего исторического пути кукла как раз игрушкой не являлась, а имела совершенно иное предназначение - она носила культовый характер, изображала божество, выступала в роли искупительной жертвы, "ловушки" для злых духов, оберега, талисмана.

 

Армянская кукла, изображающая солнцеликое божество

Поэтому ее изображение было условно. И сегодня дети "очеловечивают" свернутых из соломы и тряпок лялек, а порой и просто ветку, наделяя обыденные предметы "человечностью". Здесь нет ничего удивительного, ведь детская игра строится на присущей ребенку способности оживлять неодушевленный предмет и верить в это перевоплощение. Чем больше кукла лишена конкретности, тем больший простор для творчества и фантазии она оставляет ребенку. Таким образом, тяга детей именно к простым игрушкам (куклам) органично совпадает с древнейшей традицией создания условных, непритязательных кукол-игрушек.

Теперь мы рассмотрим вторую группу кукол по классификации Ю.М. Лотмана: согласно Лотману, к ней относятся куклы как модель (куклы для упражнения), а также куклы для украшения, обычно статичные, неперемещаемые и не задействованные в игре или в каком-либо действе. Это интерьерные,

 

витринные,

 

сувенирные,

 

 

пугала,

 

коллекционные,

 

музейные,

 

(сюда включаются любые виды кукол, независимо от целей их создания. Но находясь в музейном пространстве, они становятся неподвижным объектом),

восковые куклы

и манекены.

Существуют и другие классификации кукол, например, по методу использования (функции кукол) или по материалам, из которых кукла делается. Но подобные типологии очень сложные и объемные, в них легко запутаться, в отличие от предложенной Лотманом, которая проста и лаконична. И потому видится мне наиболее удачной.

Вместе с человеком кукла освоила различные материалы:

глину

 

дерево,

 

воск,

гипс,

папье-маше,

фарфор,

 

резину,

пластик,

 

винил.

 

Однако в этой цепочке технологий не устарела тряпичная традиционная кукла.

 

Кукла Мамка

Ведь именно традиционная кукла манит нас в уютный мир детства, в мир мечты и сказки.

К.В.Лемох

А куда нас манит современная кукла? Всем известно, как сегодня привязаны многие девочки к разнообразным Барби с бесконечными, по сути, возможностями переодевания и обустройства.

 

Куклы Барби и мебель современных кукольных домиков

Да и многие родители не видят в этом ничего дурного, не осознавая, что большинство современных кукол олицетворяют собой псевдожизнь общества потребления с постоянной сменой нарядов и вещей. Об этой проблеме заговорили еще в XIX веке, как только стали появляться подобные массовые куклы. Л.Н. Толстой, например, запрещал покупать таких кукол своим детям. А крупнейший в России знаток кукол  Н. Бартрам Николай Дмитриевич Бартрам (1873 -1931) - художник, искусствовед, коллекционер, основатель и директор первого в России Музея игрушки (ныне – Художественно-педагогический музей игрушки РАО, г. Сергиев Посад)., а также  А. Бенуа Александр Николаевич Бенуа (1870 -1960) - русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства» сетовали, «что такие “настоящие” куклы, похожие на чучела людей/детей, оставляют неудовлетворенное, неясное, нередко гнетущее впечатление».

 

Подобные куклы воплощают собой древний, порой страшноватый, миф об оживающей статуе. Поэтому они и вызывают довольно противоречивые чувства у человека.

 

Авторская кукла

Вспомните ситуацию, когда вы оставались один на один с такой идеально сделанной и «почти настоящей» холодной красавицей. Что Вы при этом чувствовали? Не правда ли, порой становилось неуютно от ее застывшего взгляда, который, тем не менее, внимательно следит за вами?

Но какой бы кукла не была, она остается первой среди прочих игрушек. В каждом доме во все времена от суровых заснеженных просторов до знойных безводных пустынь кукла сопровождает человека. Подобно таинственному фантому она неотступно следует за человеком с детской колыбели, чтобы в конце жизненного пути в качестве амулета сопроводить его в иной мир. Особенно это относится к традиционным тряпичным куклам. На традиционную куклу не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Она проста, но в этой простоте таится великая загадка.

Традиционные куклы пеленашки

Кукла – знак человека, его игровой образ – символ, обретает «жизнь» при помощи воображения и воли своего создателя. В этой роли она фиксирует время, историю культуры, страны и народа и сохраняет в своем образе характерные черты, создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Удивительна схожесть, перекличка кукол у разных народов. Их объединяет не только происхождение (игровые куклы везде возникли из ритуальных), но и общечеловеческие идеи и ценности: почитание предков и родителей, следование традициям повседневной жизни. Самое важное, что во всех культурах к кукле относятся как к живому (оживающему) существу.

В истории человечества кукла всегда играла таинственную и важную роль. Почему? Давайте попробуем вместе это понять.

Но сначала вспомните, в какие куклы вы сами играли в детстве? Какая кукла была самой любимой и почему? Делали ли вы куклы сами?

Задание для самостоятельной работы
- Определение и типология куклы.
- Соберите у себя дома (на даче) всех имеющихся кукол. Чем больше у вас будет кукол, тем интереснее будет выполнять задание.
- Заполните сначала таблицу, приведенную ниже. В верхней строке дан образец заполнения таблицы.

Кукла, время создания

Материал изготовления Одеяние куклы Изготовление(ручная или производственная работа) Особенностикуклы Назначение (функция)

Резиновый пупс, 80-ые гг. ХХ века

резина

Вязаный костюм (ползунки, джемпер). Соответствует детской моде того времени.

производственная

Костюм на кукле сделан вручную, хозяйкой куклы

Игрушка

 

 

 

 

 

 

 


Открыть содержание курса