квест для жителей спб

"Тонкое чувство грусти по былой, ушедшей красоте" (страница 1 из 14)

Неоклассицизм возник в начале 20 в. как противопоставление вызывающему новаторству, экстравагантности модерна,его «стеклу и железу». Деятели русской культуры попытались преодолеть чуждую им стихию модерна обращением к вечным основам классики. Их тревожило уничтожение классицистических зданий, уступавших место постройкам модерна. В 1904 г. архитектор И.А. Фомин писал о русском классицизме«Поэзия прошлого! Отзвук вдохновенных минут старых мастеров! Не всем понятное тонкое чувство грусти по былой, ушедшей красоте, которое сменяется невольным восхищением перед грандиозными, египетскими по силе памятниками архитектуры, соединившими в себе мощь с деликатностью благородных, истинно аристократических форм<…>. Их осталось уже так мало!».

 

Иван Александрович Фомин (1872–1936)

В советское время зодчий стал одним из основателей сталинской архитектуры (См. подробнее: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фомин,_Иван_Александрович)

 

К 1910 г. неоклассицистические тенденции оттеснили модерн на задний план, и были господствовавшими в петербургской архитектуре вплоть до 1917 г. Мастера неоклассицизма питались вдохновением из трёх источников – русского классицизма, русского барокко, итальянского Возрождения. Грань между модерном и неоклассицизмом не была резкой. Нередко здания, спроектированные в духе модерна, в процессе строительства получали неоклассицистические черты. При этом архитекторы не отказывались от использования опробованных модерном конструкций и материалов, а также некоторых композиционных приёмов уходящего стиля.

При строительстве гостиницы «Астория»был применён железобетонный каркас, интерьеры получили оформление в характере модерна. О модерне напоминает и высокая мансардная кровля, гранитная облицовка нижних этажей, но фасады скомпонованы в соответствии с новыми веяниями. Ритмическую основу композиции выявляют каннелированные пилястры, объединяющие верхние этажи, а также несущая их аркада первого этажа. Объединяющие несколько этажей пилястры гостиницы «Астория» – пример колоссального ордера, который станет популярным в период неоклассицизма.

 

Не припомните ли Вы, в каких известных нам петербургских зданиях в

качестве конструктивной основы был применён металлический каркас?

"Тонкое чувство грусти по былой, ушедшей красоте" (страница 2 из 14)

Гостиница «Астория» (Большая Морская ул., 39 / Вознесенский пр., 12).

1911–1912 гг. Архитектор Ф.И. Лидваль

ВИДЕО 79. Гостиница «Астория»

Колоссальный ордер – основа композиции здания Петроградского губернского кредитного общества с кинематографом, известного сейчас какДом кино. Здание напоминает дворцы итальянского Возрождения.

Дом кино (Караванная ул., 12 / наб. реки Фонтанки, 15). 1914–1916 гг.

Архитекторы К.С. Бобровский, Б.Я. Боткин

ВИДЕО 80. Дом кино

Как мы видели, капители колонн Дома кино выделяются окраской «под золото». Где ещё мы встречали вызолоченные фасадные делали? По Вашему мнению, уместны ли «золотые» детали в композициях фасадов городских построек?

В период неоклассицизма продолжилась характерная для Петербурга традиция перенимать западные художественные веяния. Предельно упрощённый колоссальный ордер ввёл в композицию фасада посольства Германии знаменитый мастер немецкого неоклассицизмаП. Беренс.

Петер Беренс (1868–1940)

Этот архитектор – один из основоположников современной промышленной архитектуры и дизайна (См. подробнее: http://ru.wikipedia.org/wiki/Беренс,_Петер)

Здание посольства Германии (Исаакиевская пл., 11).

1911–1913 гг. Архитектор П. Беренс, скульптор Э. Энке

Снаружи здание посольства полностью облицовано красным финляндским гранитом, что подчёркивает тяжеловесность сооружения. С началом Первой мировой войны посольство стало пугающим символом тевтонской военной мощи, и с него сбросили монументальную скульптурную группу укротителей коней.

Колонны и пилястры, протянувшиеся на высоту нескольких этажей, безусловно, придавали общественным зданиям необходимую представительность. Однако колоссальный ордер оказался востребован и в архитектуре доходных домов. Впервые фасад жилого дома был оснащён такой композицией по замыслу архитектораВ.А. Щуко.

Владимир Алексеевич Щуко (1878–1939)

Разносторонний и талантливый, архитектор был успешен также и в живописи, и в театре (См. подробнее:http://ru.wikipedia.org/wiki/Щуко,_Владимир_Алексеевич)

 

"Тонкое чувство грусти по былой, ушедшей красоте" (страница 3 из 14)

Архитектор построил два соседствующих друг с другом доходных дома К.В. Маркова на Каменноостровском проспекте. На фасаде одного из них (дом № 65) массивные полуколонны охватывают четыре этажа, что придаёт дому преувеличенный масштаб. Эта композиция заимствована из арсенала итальянского Возрождения и воспроизводит главную тему фасада лоджии дель Капитано в Виченце.

Лоджия дель Капитано в Виченце. 1571 г. Архитектор А. Палладио

При этом петербургское здание под влиянием модерна получило важное для жилого строения дополнение. Между мощными стволами колонн оказались зажаты «беззащитные» трёхгранныеэркеры, столь необходимые для увеличения освещённости квартир в условиях – не в пример Италии – недостатка в Петербурге солнечного света.

Доходный дом К.В. Маркова (Каменноостровский пр., 65).

1910–1911 гг. Архитектор В.А. Щуко

Соседний дом К.В. Маркова (№ 63) выделяется оригинальными арочными лоджиями на углу ризалита. Асимметрия здания вызвана тем, что первоначально планировалось возведение постройки в духе модерна. Был уже заложен фундамент, когда домовладелец решил создать постройку совершенно в ином духе. Архитектор умело сгладил разную ширину ризалитов путём введения угловой лоджии.

Доходный дом К.В. Маркова (Каменноостровский пр., 63).

1908–1910 гг. Архитектор В.А. Щуко

"Тонкое чувство грусти по былой, ушедшей красоте" (страница 4 из 14)

«Дворцом дожей на Невском» прозвали петербуржцы банк М.И. Вавельберга. Действительно, его главный фасад с двухъярусной аркадой отдалённо походит на знаменитое палаццо правителей Венеции.

Венеция. Дворец дожей

Принадлежавшее М.И. Вавельбергу здание имело комплексное назначение: в нём размещались банк, магазины и конторские помещения. Стены представляют собой кладку из мощных, грубо обработанных крупных блоков тёмно-серого гранита, создающих на фасадах напряжённую игру светотени.

Банк М.И. Вавельберга (Невский пр., 7-9 / Малая Морская ул., 1-3). 1911–1912 гг.

Архитектор М.М. Перетяткович, скульпторы Л.А. Дитрих, В.В. Козлов

Об итальянском Ренессансе напоминает циклопическая аркада торгового дома Ф.Л. Мертенса, построенного по проектуМ.С. Лялевича.

 

Марианн Станиславович Лялевич (1876–1944)

В 1918 г. архитектор, поляк по национальности, уехал на родину, в Польшу. Он погиб во время Варшавского восстания 1944 г.

(См. подробнее: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лялевич,_Мариан_Станиславович)

 

"Тонкое чувство грусти по былой, ушедшей красоте" (страница 5 из 14)

Однако под неоклассицистическими одеждами скрывается новаторская формообразующая основа – скелетная конструкция из монолитного железобетона, которая и позволила вывести на фасад три гигантские остеклённые арки.

Торговый дом Ф.Л. Мертенса (Невский пр., 21). 1911–1912 гг.

Архитектор М.С. Лялевич

Различные вариации мотива тройной арки стали популярными в петербургском неоклассицизме. Один из ярких примеров – арочные проезды в доходном доме М.П. Толстого, который петербуржцы именуют иногда с немалой долей нежности – «Толстовский дом», а образовавшийся внутридомовой проезд, по имени архитектора – «улицей Лидваля».

Доходный дом М.П. Толстого (Наб. реки Фонтанки, 54 / ул. Рубинштейна, 15-17).

1910–1912гг. Архитектор Ф.И. Лидваль

ВИДЕО 81. Толстовский дом

Тему сквозного арочного проезда обыграл в собственном доходном доме архитекторА.Л. Лишневский, который оформил выходы параллельные на улицы из центрального двора грандиозными арками, в решении которых, по словам историка архитектуры В.Г. Лисовского, «можно ощутить прямо-таки пиранезиевскую мощь» (подразумевается архитектор 18 в. Д. Пиранези, прославившийся созданием архитектурных пейзажей, в которых большую роль играли своды и арки).

Доходный дом А.Л. Лишневского (ул. Ленина, 41 / Полозова ул., 28).

1912–1913 гг. Архитектор А.Л. Лишневский при участии С.Я. Турковского

О, как мне разгадать неясный лик природы?

Куда ни погляжу – повсюду своды, своды…

И даже свод небес разгадке не поможет:

Ведь это тоже свод, – а дальше, дальше что же?

                                  В.С. Шефнер

Символом Петроградской стороны стал знаменитый «Дом с башнями». Его главная примета – два шестигранных эркера, которым придано сходство с мощными средневековыми башнями. На светлом фоне стен чётко вырисовываются разнообразные по форме наличники окон и другие декоративные детали, варьирующие мотивы архитектуры Возрождения и готики.

«Дом с башнями» (Каменноостровский пр., 35 / Большой пр. П.С., 75 / ул. Льва Толстого, 2). 1913–1915 гг. Архитектор А.Е. Белогруд (начат К.И. Розенштейном)

 

"Тонкое чувство грусти по былой, ушедшей красоте" (страница 6 из 14)

 

Памятники русского классицизма послужили образцом для дворца великого князя Николая Николаевича Младшего, притом, что асимметричный план связывает это здание с модерном.

 

Дворец великого князя Николая Николаевича Младшего (Петровская наб., 2).

1909–1910 гг. Архитектор А.С. Хренов

ВИДЕО 82. Дворец великого князя Николая Николаевича

О традициях русского классицизма напоминает доходный дом М.В. Воейковой на Каменноостровском проспекте. Каннелированные колонны ипилястры делают строение похожим на памятники периода ампира.

Доходный дом М.В. Воейковой (Каменноостровский пр., 19).

1911–1912 гг. Архитектор С.И. Минаш

Вершиной неоклассицизма признаютдворец А.А. Половцова на Каменном острове, который порождает почти полную иллюзию старины. Величественное строго симметричное здание с широкимкурдонеромпортиком и колоннадамиследует типу больших усадебных домов эпохи классицизма.

Дворец А.А. Половцова на Каменном острове. 1911–1913 гг. Архитектор И.А. Фомин

"Тонкое чувство грусти по былой, ушедшей красоте" (страница 7 из 14)

В 1903 г. Петербург отмечал 200-летие; в 1909 г. минуло два века со дня победоносной Полтавской битвы, в которой войска Петра I разбили армию шведского короля Карла XII. Эти юбилеи оказали влияние на петербургскую архитектуру: возродился интерес к памятникам барокко. Получив заказ на перестройку домов В.Д. Олсуфьева, архитектор А.В. Щусевиспользовал мотивы раннего петербургского барокко. Вероятно, облик домов повлияли стоящие неподалёку церкви в формах раннего барокко – Симеона и Анны и Пантелеймоновская.

Дом В.Д. Олсуфьева (Наб. реки Фонтанки, 14, правый корпус).

1902 г. Архитектор А.В. Щусев

Дом В.Д. Олсуфьева (Наб. реки Фонтанки, 14, левый корпус).

1910 г. Архитектор А.В. Щусев

Самым ярким примером творческой интерпретации традиций раннего петербургского барокко считаютУчилищный дом имени Петра Великого(сейчас – Нахимовское военно-морское училище). Архитектор создал обобщённый архитектурный образ в духе петербургского барокко. Яркая окраска, высокая кровля и тонкий шпиль, широкие окна с тонкими переплётами, формы пилястр и наличников – всё это вызывает ассоциации с сооружениями петровской эпохи. Колонны и пышная лепка напоминают о «елизаветинском» барокко.

 

Училищный дом имени Петра Великого (Петроградская наб., 2).

1910–1912 гг. Архитектор А.И. Дмитриев

ВИДЕО 83. Нахимовское училище

Неоклассицистические тенденции нашли отголоски в советской архитектуре 1920-х гг. Проектируя пропилеи Смольного, советские зодчие совершенно закономерно сочли необходимым руководствоваться классицистическими традициями: новые въездные павильоны строились в непосредственной близости от шедевра Д. Кваренги, и уважение к «ушедшей красоте», несомненно, повлияло на выбор архитектурного облика пропилеев.

Пропилеи Смольного. 1923–1924 гг.

Архитекторы В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх

ВИДЕО 84. Пропилеи Смольного

 

Из видеофрагмента мы узнали, что тема пропилеев стала очень популярной в советской архитектуре. Возможно, Вы бывали на курортах, где существуют подобные пропилеи. Где Вы это видели? Сравните их со «смольнинскими», каковы Ваши впечатления?

 

"Тонкое чувство грусти по былой, ушедшей красоте" (страница 8 из 14)

Неоклассицизм выступал альтернативой как эклектике, так и различным течениям модерна. Эклектическое «смешение стилей», наравне с декларируемым модерном отказом от наследия, представлялось угрозой облику Петербурга. В возвращении к ностальгически идеализированным образам Старого Петербурга видели спасение целостного облика города.

 

Представьте, что Вы перенеслись на сто лет назад, в Петербург начала века, в гущу борьбы модерна и неоклассицизма. На сторону какого стиля Вы бы встали? Что из достижений модерна Вам жалко было бы потерять в городской архитектуре того времени? От чего из арсенала модерна Вы готовы были бы отказаться с лёгким сердцем?

 

 "Тонкое чувство грусти по былой, ушедшей красоте" (страница 9 из 14)

Видео по 14 страницу.