"Уловить и почувствовать искренность старины" (страница 1 из 12)

Интерес к художественному наследию национального средневековья в России, как и повсюду в Европе, был порождён эпохойромантизма. Сторонники сформировавшегося на этой основе направления стремились создать современный «национальный стиль».Этот стиль должен был на базе русского зодчества прошлого вдохнуть национальную самобытность в современную им архитектуру. Поиск такого стиля тянулся  целый век – с начала 19 в. до начала 20 в. В современном искусствоведении разные этапы поиска назывались по-разному. Часто используют объединяющий термин для всего «века исканий» – псевдорусский стиль, а также и другие наименования, в том числе – «национальный стиль».

Зарождение «национального стиля» отсчитывают от спроектированныхК.И. Росси в традициях народного деревянного зодчества домов для ветеранов Отечественной войны 1812 г., которые предполагалось построить в деревне Глазово близ Павловска. В 1825 г. в парке Екатерингоф по проекту О.Р. деМонферрана построили Русский трактир в виде крестьянской избы.

Русский трактир в Екатерингофе. 1825 г. Архитектор О.Р. де Монферран

Важнейшей вехой в развитии «национального стиля» можно считать вступление в 1825 г. на престол императора Николая I. В 1826 г. церковные иерархи обратились к правительству с просьбой разрешить строительство культовых зданий«по примеру древних православных церквей». Император сочувственно отнёсся к просьбе духовенства. Теперь верховная власть требовала от зодчих постичь «отличительный характер прежней истинно Русской архитектуры», приспособив её «к настоящим потребностям <…> нашего времени».

 

"Уловить и почувствовать искренность старины" (страница 1 из 12)

 

Интерес к художественному наследию национального средневековья в России, как и повсюду в Европе, был порождён эпохойромантизма. Сторонники сформировавшегося на этой основе направления стремились создать современный «национальный стиль».Этот стиль должен был на базе русского зодчества прошлого вдохнуть национальную самобытность в современную им архитектуру. Поиск такого стиля тянулся  целый век – с начала 19 в. до начала 20 в. В современном искусствоведении разные этапы поиска назывались по-разному. Часто используют объединяющий термин для всего «века исканий» – псевдорусский стиль, а также и другие наименования, в том числе – «национальный стиль».

Зарождение «национального стиля» отсчитывают от спроектированныхК.И. Росси в традициях народного деревянного зодчества домов для ветеранов Отечественной войны 1812 г., которые предполагалось построить в деревне Глазово близ Павловска. В 1825 г. в парке Екатерингоф по проекту О.Р. деМонферрана построили Русский трактир в виде крестьянской избы.

Русский трактир в Екатерингофе. 1825 г. Архитектор О.Р. де Монферран

Важнейшей вехой в развитии «национального стиля» можно считать вступление в 1825 г. на престол императора Николая I. В 1826 г. церковные иерархи обратились к правительству с просьбой разрешить строительство культовых зданий«по примеру древних православных церквей». Император сочувственно отнёсся к просьбе духовенства. Теперь верховная власть требовала от зодчих постичь «отличительный характер прежней истинно Русской архитектуры», приспособив её «к настоящим потребностям <…> нашего времени».

 

"Уловить и почувствовать искренность старины" (страница 2 из 12)

 

Император подал личный пример. В 1835 г. появился Никольский домик в Петергофе– бревенчатая крестьянская изба, украшенная резьбой, исполненной по народным образцам. Павильон был предназначен для отдыха императрицы во время прогулок.

Никольский домик в Петергофе. 1835 г. Архитектор А.И. Штакеншнейдер

До наших дней эти деревянные сооружения не сохранились. Та же участь постигла практически все петербургские культовые постройки в духе национальной архитектуры, сооружённые по проектам архитектора К.А. Тона. Пользующийся поддержкой императора, архитектор приобрёл репутацию основоположника и крупнейшего мастера того этапа «национального стиля», который именуют«русско-византийским» (бытовало убеждение, что в области культового зодчества, как и религии вообще, Древняя Русь была прямой наследницей Византии, и в византийской архитектуре искали истоки «национального стиля»). Но К.А. Тон в качестве источника использовал, в основном, не собственно византийское, а московское зодчество 16–17 вв., Среди таких образцов называют, например,Архангельский собор в Кремле.

Архангельский собор в Московском Кремле. 1505–1509 гг. Архитектор Алевиз Новый

На этой базе архитектор выработал типы пятиглавых храмов с луковичными куполами и шатрами, которые затем превратились в канонические композиционные схемы.

Введенская церковь в Семёновском полку (Загородный пр., 45 а). 1836–1842 гг. Архитектор К.А. Тон

(не сохранилась)

 

"Уловить и почувствовать искренность старины" (страница 3 из 12)

 

Представление о постройках К.А. Тона можно получить и сейчас, увидев воочию воссозданное в наши дни творение К.А. Тона – храм Христа Спасителя в Москве.

Храм Христа Спасителя в Москве

Культовые постройки иных эпох вдохновляли архитектораА.М. Горностаева.

 

Алексей Максимович Горностаев (1808–1862)

На могиле зодчего установлен белый мраморный крест с изображением 12 самых значительные его сооружений

(См. подробнее: http://ru.wikipedia.org/wiki/Горностаев,_Алексей_Максимович)

 

Русские церкви 17 в., подобные храму Архангела Михаила в Тропарёве, служили предметом подражания для зодчего.

Храм Архангела Михаила в Тропарёве. 1693–1694 гг.

Сразу же получил высочайшее утверждение проект храма Всех Святых на Валааме. Силуэт церкви чёток, архитектурная композиция строга и уравновешена.

Храм Всех Святых на Валааме. 1846–1849 гг. Архитектор А.М. Горностаев

Резкий поворот к «узорочной» архитектуре 17 в. произошёл в правление императора Александра III. Тогда возобладало мнение, что «самостоятельное русское искусство» достигло расцвета именно в 17 в., но его естественное развитие было прервано реформами Петра I. Кристаллизацией этой программы стал храм-памятник Воскресения Христова («Спас на крови»).

Собор Воскресения Христова (Наб. канала Грибоедова, 2а). 1883–1907 гг.

Архитектор А.А. Парланд, при участии архимандрита Игнатия (И.В. Малышева)

ВИДЕО 85. Спас на крови

 

Не стихают споры об архитектурной уместности крупного храма в «русском стиле» в классицистическом центре Петербурга. Ленинградским экскурсоводам даже предписывалось, проезжая по Невскому проспекту, с которого очень хорошо воспринимается громада собора, отвлекать внимание экскурсантов в другую сторону. А по Вашему мнению, собор разрушает гармонию этих мест, или, скорее, оттеняет её?

 

 

"Уловить и почувствовать искренность старины" (страница 4 из 12)

В ходе поисков национальной самобытности выделился в самостоятельное направление«византийский стиль», первым петербургским образцом которого считаютГреческую церковь Св. Дмитрия Солунского, построенную для греческой общины Петербурга.

Греческая церковь Св. Дмитрия Солунского. 1861–1865 гг.

Архитектор Р.И. Кузьмин

До наших дней Греческая церковь не дожила: она была снесена в 1962 г.

Теперь так мало греков в Ленинграде,

Что мы сломали Греческую церковь…

 И.А. Бродский

Главным ориентиром мастерам «византийского стиля» служил храм Св. Софии в Константинополе.

Храм Св. Софии в Константинополе

На Св. Софию ориентировался архитекторВас.А. Косяков, построивший Морской собор в Кронштадте.

Морской собор в Кронштадте. 1903–1913 гг. Архитектор Вас.А. Косяков

Другой образец «византийского стиля» –Иоанновский монастырь. Стены облицованы керамической плиткой в два тона, что заставляет вспоминать древние византийские сооружения с характерной для них «слоистой» каменной кладкой.

Иоанновский монастырь

(Наб. реки Карповки, 45 / ул. Профессора Попова, 36).

1900–1903 гг. Архитектор Н.Н. Никонов [Художник А. Козлов]

ВИДЕО 86. Иоанновский монастырь

 

Возможно, кто-то из Вас бывал в Турции, в Болгарии. В этих странах, территории которых в прошлом были частями Византийской империи или входили в орбиту её влияния, немало культовых построек, созданных по образцу и подобию Св. Софии в Константинополе. Вспоминаются ли какие-либо из них? Не ловите ли Вы себя на мысли, что на фотографиях старинные «византийские» храмы можно спутать с петербургскими церквами в «византийском стиле»?

 

"Уловить и почувствовать искренность старины" (страница 5 из 12)

«Национальный стиль» не замыкался на культовых постройках, он воплотился и в светском зодчестве. Громады доходных домов стали оформляться декором, свойственным русской архитектуре прошлого. Пожалуй, самый заметный и скандальный пример – доходный дом Н.П. Басина. Дом, вызвавший восхищение современника Н.П. Басина, историка искусства В.В. Стасова, который хвалил«живописность, крупные массы <…> резные карнизы повсюду, русские колонки кубышками и столбиками, рассеянные по обоим фасадам», которые образовывали «необыкновенно художественное целое». В наши дни дом подвергается критике. Действительно, здание, оказавшееся встроенным в ансамбль Александринского театра, воспринимается враждебным классицистическому окружению. Архитекторы-практики второй половины 19 в. ещё не воспринимали градостроительное наследие эпохи классицизма как нечто такое, что требовало к себе бережного отношения.

Доходный дом Н.П. Басина (Пл. Островского, 5 / пер. Крылова, 7).

1878–1879 гг. Архитектор Н.П. Басин

ВИДЕО 87. Дом Басина

Интересны попытки возродить традиционную для русского зодчества многоцветность, для чего применяли современные материалы. Здесь выделяется собственный доходный дом Н.Н. Никонова.

Доходный дом Н.Н. Никонова (Колокольная ул., 11).

1899–1900 гг. Архитектор Н.Н. Никонов

Архитектор, увлечённый русским зодчеством 17 в., весь фасад своего дома облицевал цветной керамикой и декорировал вставками и даже целыми панно из полихромных изразцов. Шатровые кровли, приземистые колонки, кокошники в сочетании с многоцветной керамикой придают зданию своеобразие и привлекательность.

Доходный дом Н.Н. Никонова. Фрагмент декора

 

"Уловить и почувствовать искренность старины" (страница 6 из 12)

 

При всём своём своеобразии, здания «национального стиля» в период эклектики не выходят за рамки архитектурной практики того периода. Доходные дома, украшенные элементами «древнерусского» декора, как правило, встраивались в общий ряд подобных строений, привлекая внимание исключительно отделкой фасадов. Между тем, важнейшей особенностью русской архитектуры прошлого была свободная планировка – принцип «палатного строения», согласно которому объёмы «прирубались» друг к другу в зависимости от менявшихся потребностей хозяев. К подобному типу зданий относится, например, дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, построенный во второй половине 17 в., впоследствии разобранный, но воссозданный в наши дни.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском

Свободная планировка – эта идея вполне соответствовала исканиям модерна. Конечно, такая планировка, учитывая дороговизну земли, с трудом подходила для городских построек. Всё же в Петербурге было построен доходный дом, где был применён этот принцип. Более того, здание, по выражению историка искусства В.Г. Исаченко, «вызывает в памяти суровые и поэтичные образы северных русских монастырей».

Доходный дом Б.Я. Купермана (Чкаловский пр., 31 / Плуталова ул., 2 / ул. Всеволода Вишневского, 10).

1911–1912 г. Архитектор А.Л. Лишневский

Дом расположен на удобном «мысовом» участке, что позволило архитектору применить элементы свободной планировки. Дворовый флигель отступает от линии застройки улицы – он словно «прирублен» к основному корпусу. В отделке использованы мотивы средневековой русской архитектуры – имитация каменной резьбы; килевидные арки» на приземистых шарах; аркатурно-колончатый пояс.

Доходный дом Б.Я. Купермана. Деталь фасада

"Уловить и почувствовать искренность старины" (страница 7 из 12)

Фасады дома, вероятно, создавались под влиянием стоявшей напротив церковью Алексия, Человека Божия.

Церковь Алексия, Человека Божия (Чкаловский пр., 50). 1906–1909 гг.

Архитектор Г.Д. Гримм (перестроена)

Этот храм, как и соседствующий с ним доходный дом, принадлежат уже следующему этапу исканий «национального стиля». Это направление, получившее название «неорусский стиль»,распространилось в архитектуре в период модерна и неоклассицизма. Крупнейший представитель этого течения, архитекторА.В. Щусев, так выразил кредо «неорусского стиля»: «Архитекторам необходимо уловить и почувствовать искренность старины, и подражать ей в творчестве не выкопировкой старых форм <…>, а созданием новых форм»; надлежит творить в русском стиле свободно, запоминая только общую идею, силуэт» – «сочинять храм».

В поисках ясных и монументальных, почти лишённых декора форм архитекторы обращались преимущественно к средневековому зодчеству Великого Новгорода и Пскова.

Церковь Покрова от Пролома в Пскове. 16 в.

Острые, динамичные композиции создавал архитектор А.П. Аплаксин, практиковавший контрастное столкновение друг с другом различных по геометрии форм. Постройкам этого архитектора, по выражению искусствоведа А.В. Слёзкина, свойственны«ледяная монолитность и отточенный геометризм». К сожалению, из семи построенных им петербургских храмов не подверглись уничтожению или обезличивающей перестройке лишь два, да и то со значительными утратами.

Подворье Казанского Вышневолоцкого монастыря в Петербурге (Малый пр. П.С., 69 / Подрезова ул., 14).

1910–1912 гг. Архитектор А.П. Аплаксин. (Перестроено)

На последней стадии «неорусского стиля», которая совпадает с периодом неоклассицизма, историческая достоверность стала всё больше преобладать над модернизированным «сочинением храма». Определяющей стала установка на последовательное и целостное воссоздание форм древнерусского зодчества. Яркий пример –Фёдоровский городок в Царском Селе. Постройка напоминает окружённый стенами древнерусский монастырь.

Фёдоровский городок в Царском Селе. 1913–1916 гг. Архитектор С.С. Кричинский

ВИДЕО 88. Фёдоровский городок

"Уловить и почувствовать искренность старины"(страница 8 из 12)

Поиски «национального стиля» заняли целый век. На разных этапах архитекторы ориентировались на различные образцы русской архитектуры прошлых веков. Принципы тех периодов зодчества, через которые протянулась нить «национальных» исканий, существенно влияли на архитектурные формы построек «национального стиля».

 

Какое из направлений «национального стиля» Вам ближе? Какие постройки, осуществлённые в период вековых поисков, Вы назвали бы истинным воплощением  русского, «национального духа»?

 

 "Уловить и почувствовать искренность старины" (страница 9 из 12)

Видео по 12 страницу