квест для жителей спб

"Умный выбор" (страница 1 из 19)

В 1831 г. Н.В. Гоголь писал о современной ему архитектуре: «Всем строениям городским стали давать совершенно плоскую, простую форму. Дома старались делать как можно более похожими на сараи и казармы, нежели на весёлые жилища людей. <…>. От того новые города не имеют никакого вида: они так правильны, так гладки, так монотонны, что прошедши одну улицу, уже чувствуешь скуку и отказываешься от желания заглянуть в другую». Преодолению единообразия и монотонности классицистического городского пейзажа, по мнению писателя, могли способствовать лишь противоположные свойства застройки – разнообразие, контрасты: «Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачное готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное египетское, и проникнутое стройными размерами греческое». Уже в 1874 г., вспоминая времена своей юности, захватившие эпоху позднего классицизма, А.К. Толстой писал:

В мои ж года хорошим было тоном

Казарменному вкусу подражать,

И четырём или осьми колоннам

Вменялось в долг шеренгою торчать

Под неизбежным греческим фронтоном.

Архитектуру, следовавшую гоголевской программе, называют эклектикой, что в переводе с греческого означает «отбирающий». Действительно, в период эклектики (1830-е–1890-е гг.) отбор в мировом архитектурном наследии тех композиционных приёмов и форм, которые казались наиболее пригодными для тех или иных построек, стал основой творческого метода зодчих. Свобода такого отбора ничем не ограничивалась, поэтому в период распространения эклектических методов проектирования обычным явлением стало сочетание мотивов, заимствованных из разных исторических стилей, в творчестве одного мастера, в композиции одного здания. Новые идеи очень быстро воплотились на практике, и уже в 1837 г. в петербургской прессе констатировалось:

«Наш век эклектический: во всём у него характеристическая черта – умный выбор».

"Умный выбор" (страница 2 из 19)

В рамках стилистических исканий эклектики выделяют множество направлений, которые часто называют, прибавляя к стилю-источнику приставку «нео» (новый):неоренессанс, необарокко, неоготика и т.д. Иные направления называют, прямо указывая на источник или основную особенность: «византийский стиль»,«кирпичный стиль»«русский стиль» – об этом направлении и его развитии в рамках идей, выходящих за рамки эклектики, речь пойдёт в специальной теме.

Эклектические принципы в какой-то степени были опробованы в русле романтизма, но теперь классицизм сдавал господствующие позиции не только в пригородах, но в самом сердце российской столицы. На Невском проспекте, в окружении классицистических зданий, в соответствии с проектомА.П. Брюллова, была построенаЛютеранская церковь Св. Петра. Тему иноверческого храма архитектор решил раскрыть при помощи форм, заимствованных из средневекового зодчества Западной Европы, где ещё с 16 в. широко распространилось лютеранство.

Лютеранская церковь Св. Петра (Невский пр., 22–24). 1833–1838 гг.

Архитектор А.П. Брюллов

Главный фасад церкви, обращённый на Невский проспект, в основном повторяет схему, типичную для французского памятников раннего средневековья – для романской архитектуры, признаками которой являются две призматические башни, аркада под ними и портал, выполненный как перспективный, то есть составленный из полуциркульных арок, постепенно уменьшающихся в размерах, словно при удалении в перспективу.

Лютеранская церковь Св. Петра. Портал

Лютеранская церковь Св. Петра – яркий пример важной традиции эклектического метода проектирования: выбор облика здания ставился в зависимость от его назначения, и архитектурные сооружения оказывались способными «рассказать» о выполняемых ими функциях языком форм и деталей. Так, вполне в русле этой тенденции, лютеранская церковь получила облик европейского храма.

 

Вспомните, пожалуйста, церкви Святого Благоверного князя Александра Невского в парке Александрия в Петергофе и Иоанна Предтечи на Каменноостровском проспекте. Как соотносится их функция православного храма с обликом этих церквей?

 

"Умный выбор" (страница 3 из 19)

В духе романской архитектуры была решена Реформатская церковь. Кирпичные стены храма не имели штукатурной облицовки. К основному двухэтажному объёму церкви примыкала многоярусная башня-колокольня с перспективным порталом, увенчанная восьмигранным шпилем. Башни подобной формы характерны для немецкого средневекового зодчества.

Реформатская церковь (Б. Морская ул., 58 / наб. реки Мойки, 103 / Почтамтский пер., 9)

1862–1865 гг. Архитектор Г.Э. Боссе

ВИДЕО 59. Реформатская церковь

Наряду с увлечением романским зодчеством, в период эклектики «второе дыхание» обрёл интерес к готике, опробованный ещё романтизмом. В формах готики построена Евангелическо-лютеранская церковь Св. Михаила. Её стены прорезаны готическими арками, а над карнизом возвышаются остроконечные башенки – пинакли.

 

Евангелическо-лютеранская церковь Св. Михаила (Средний пр., 18).

1874–1877 гг. Инженер К.К. Бульмеринг

Мотивы средневековой европейской архитектуры применялись в период эклектики не только к культовым, но и к светским зданиям. В «готическом духе» был оформлены дворцовые конюшни Петергофа.

Дворцовые конюшни в Петергофе. 1848–1855 гг.

Архитектор Н.Л. Бенуа

 

Помните ли Вы, в каких формах был построен дворец Коттедж в парке Александрия в Петергофе?

"Умный выбор" (страница 4 из 19)

Ореолом сказочной таинственности овеянжелезнодорожный вокзал Петергофа.

Железнодорожный вокзал Петергофа. 1854–1857 гг.

Архитектор Н.Л. Бенуа

ВИДЕО 60. Вокзал в Петергофе

Здания в духе европейского средневекового зодчества резко выделялись на фоне классицистической застройки, но подчас эклектические тенденции проявлялись менее зримо. Мариинский дворец, построенный А.И. Штакеншнейдером, имеет традиционную для классицизма трёхчастную структуру. Центр дворца выделен ризалитом, к которому примыкают симметричные крылья, также завершающиеся выступами. Первый этаж выглядит как монументальныйрустованный цоколь, а два верхних этажа объединены колоннами и пилястрами. При классичности общей схемы, в композицию главного фасада Мариинского дворца включены формы, более характерные для других стилей. Высокий тяжеловесныйаттик, венчающий центральный ризалит, характерен скорее для барокко. Массивнаяаркада, несущая балкон, напоминает о европейской архитектуре эпохи Возрождения.

Мариинский дворец (Исаакиевская пл., 6). 1839–1844 гг.

Архитектор А.И. Штакеншнейдер

ВИДЕО 61. Мариинский дворец

 

Познакомившись с пандусом Мариинского дворца, не припомните ли Вы, где мы ещё встречались с пандусами? В чём отличие известных Вам пандусов от пандуса Мариинского дворца?

 

Двойная арка с колонкой посередине – характерный мотив итальянского Возрождения, введена К.А. Тоном в композицию Николаевского (Московского) вокзала. Центр вокзала увенчан часовой башней, похожей на те, которые можно видеть на ратушах европейских городов.

Московский вокзал (Пл. Восстания, 2). 1844–1851 гг.

Архитектор К.А. Тон

ВИДЕО 62. Московский вокзал

 

Возможно, Вы бывали в городах Италии, где особенно много городских ратуш с неизменными башнями – символами независимости города. Может быть, башня Московского вокзала ассоциируется у Вас с какими-либо европейскими башнями?

"Умный выбор" (страница 5 из 19)

Архитекторы-эклектики ориентировались не только на зарубежную архитектуру, но также на творчество своих петербургских предшественников. На творчество Ф.Б. Растрелли ориентировался А.И. Штакеншнейдер, когда перестраивал существующее на Невском проспекте здание для дворца Белосельских-Белозерских.

Дворец Белосельских-Белозерских (Невский пр., 41). 1847–1848 гг.

Архитектор А.И. Штакеншнейдер

ВИДЕО 63. Дворец Белосельских-Белозерских

 

Сравните Строгановский дворец и дворец Белосельских-Белозерских. Фасады какого здания Вы считаете более динамичными, более пластически выразительными? Облик какого из этих дворцов вызывает у Вас больше эмоций?

 

Русское барокко стало источником вдохновения для Г.Э. Боссе, когда он проектировал дом Е.М. Бутурлиной. На фасаде здания настолько виртуозно воспроизведена композиция, свойственная высокому барокко, что дом может показаться «героем елизаветинского царствования».

Дом Е.М. Бутурлиной (ул. Чайковского, 10). 1857–1860 гг.

Архитектор Г.Э. Боссе

ВИДЕО 64. Дом Бутурлиной

На немецкое барокко ориентировалсяЛ.Л. Бонштедт, создавая особняк З.И. Юсуповой. Облик здания отличается монументальностью, крупным масштабом, богатой пластикой. Фасад в два этажа, равный по высоте соседним четырёхэтажным домам, прорезан большими арочными окнами. Ряды проёмов значительно уменьшают массив стены и создают впечатление двухъяруснойаркады. Композиция насыщена многообразием пластических форм. Полуколонны, статуи и кариатиды, причудливо изогнутый карниз и венчающие его прихотливые завершения вносят эффект подвижности, беспокойного «колыхания» масс. Фасад облицован доставленным из Германии натуральным камнем – бременским песчаником.

Особняк З.И. Юсуповой (Литейный пр., 42). 1852–1858 гг.

Архитектор Л.Л. Бонштедт

"Умный выбор" (страница 6 из 19)

Во второй половине 19 в. население Петербурга стремительно растёт, и в городском силуэте на главную роль начинают претендовать многоэтажные доходные дома, предназначенные для сдачи помещений внаём. Доходный дом будет самым массовым типом петербургских зданий вплоть до 1917 г. Не все участки были застроены, в городе образовались пустыри. Характерной особенностью Петербурга становятсябрандмауэры (в переводе с немецкого – «пожарная стена») – лишённые окон стены, предназначенные для предотвращения возможного распространения огня на соседнее здание. Историк архитектуры Б.М. Кириков так описывает художественные особенности этого городского феномена: «Суровой экспрессией гипертрофированных форм поражают мощные плоскости и призмы брандмауэров. <…>. Брандмауэры кажутся городской фантасмагорией. За их глухими стенами трудно представить жилище людей. Прорубленные позднее одиночные окна, случайно разбросанные по поверхности стен, ещё сильнее оттенили самопроизвольность архитектурного облика этих утилитарных сооружений».

Брандмауэры петербургских доходных домов

Другой феномен, привнесённый доходными домами – узкие дворы-колодцы, ставшие следствием плотной застройки.

«Двор-колодец»

Внутридворовые пространства доходных домов подчас выглядели неприглядно, зато отделке фасадов домовладельцы, заинтересованные в привлечении жильцов, уделяли чуть ли не первостепенное значение. Экзотические «мавританские» мотивы – «визитная карточка» дома А.Д. Мурузи.

Дом А.Д. Мурузи (Литейный пр., 24 / ул. Пестеля, 27 / ул. Короленко, 14).

1874–1877 гг. Архитекторы А.К. Серебряков, Н.В. Султанов, П.И. Шестов

ВИДЕО 65. Дом Мурузи

"Умный выбор" (страница 7 из 19)

Зачастую одной ведущей темы для создания образа здания оказывалось недостаточно, и архитекторы смешивали элементы разных эпох на фасадах одного здания в самых причудливых сочетаниях. Сложный симбиоз нескольких архитектурных форм представляет фасадНово-Михайловского дворца, поэтажная система ордерных членений которого основана на композиционных принципах итальянского ренессанса. Наличники окон первого и третьего этажей скомпонованы в духе раннего классицизма. В традицияхбарокко решены наличники окон второго этажа, а также кариатиды, стоящие надколоннами. Общий барочный оттенок придают фасаду и усложнённый ритм колонн, и сложной формы антаблементы ифронтоны. Пышность отделки сочетается с дробностью и измельчённостью форм, и глаз зрителя невольно теряется в этом обильном каскаде украшений.

 

Ново-Михайловский дворец (Дворцовая наб., 18). 1857–1862 гг.

Архитектор А.И. Штакеншнейдер

С Ново-Михайловским дворцом контрастирует стоящий неподалёку дворец великого князя Владимира Александровича, построенный по проектуА.И. Резанова. Создавая дворец на Неве, архитектор стремился найти монументальный и цельный образ, избежать эклектической измельчённости форм. Прототипом он избрал флорентийские палаццо эпохи Ренессанса.

 

Дворец великого князя Владимира Александровича (Дворцовая наб., 26)

1867–1872 гг. Архитектор А.И. Резанов [Художник Альберт Н. Бенуа]

К итальянскому ренессансу обратилсяМ.Е. Месмахер, создавая дворец великого князя Михаила Михайловича.

 

Дворец великого князя Михаила Михайловича

(Адмиралтейская наб., 8 / Черноморский пер., 5 / Азовский пер., 1).

1885–1891 гг. Архитектор М.Е. Месмахер

ВИДЕО 66. Дворец великого князя Михаила Михайловича

"Умный выбор" (страница 8 из 19)

Довольно тесные участки, на которых размещаются упомянутые выше великокняжеские дворцы, сильно ограничивали архитекторов в решении пространственных задач. В совершенно иной ситуации – на обширной озеленённой территории оказался дворец великого князя Алексея Александровича. В решении фасадов, составляющих дворец разновеликих корпусов использован богатый набор различных по происхождению декоративных приёмов. Живописности облика дворца способствует развитый силуэт, формируемый высокими трубами и крышами, а также двумя башнями.

Дворец великого князя Алексея Александровича (Наб. реки Мойки, 122).

1883–1885 гг. Архитектор М.Е. Месмахер

Своего рода учебное пособие по истории декоративного искусства всех времён и народов представляет фасад и интерьерымузея училища барона А.Л. Штиглица.

Музей училища барона А.Л. Штиглица (Соляной пер., 15).

1885–1896 гг. Архитектор М.Е. Месмахер

ВИДЕО 67. Музей училища А.Л.Штиглица

Рационалистическую альтернативу внешней декоративности эклектики составляет так называемый «кирпичный стиль». У истоков этого направления –Съезжий дом Коломенской части. Новаторский приём тщательно выполненной обнажённой кирпичной кладки создаёт выразительный архитектурный образ.

Съезжий дом Коломенской части

(Пл. Репина, 1 / наб. канала Грибоедова, 139 / наб. реки Фонтанки, 201).

1849–1851 гг. Архитектор Р.А. Желязевич

 

Прошу Вас припомнить, встречались ли на нашем пути здания с обнажённой кирпичной кладкой? Если отрешиться от способа обработки стен, с каким уже известным Вам зданием периода эклектики, по Вашему мнению, перекликается композиционное решение и силуэт Съезжего дома?

 

"Умный выбор" (страница 9 из 19)

Одним из адептов «кирпичного стиля» былВ.А. Шретер, воплотивший свои идеи при застройке собственного участка. Фасады особняка несимметричны, разные по размерам и формам окна свободно сгруппированы, что отвечает внутренней планировке. Живописный силуэт составляют остроконечные щипцы, угловая башенка-эркер и мансарды. Фасады собственного особняка и доходного дома архитектор почти сплошь выложил плиткой и отделочным кирпичом.

Особняк В.А. Шретера (Наб. реки Мойки, 114 / ул. Писарева, 2).

1890–1891 гг. Архитектор В.А. Шретер

Своеобразными находками отмечен доходный дом. Семь «готических» эркеров треугольного сечения хорошо улавливают лучи утреннего и вечернего солнца.

Доходный дом В.А. Шретера (Наб. реки Мойки, 112).

1897–1899 гг. Архитектор В.А. Шретер

"Умный выбор" (страница 10 из 19)

Суть эклектического метода – свободный выбор или соединение приёмов и мотивов любых исторических стилей, как правило, ассоциативно выражавших назначение здания. Часто проявлялась тенденция к измельчению форм, равнозначности частей и элементов, насыщению поверхности дробным декором. Существовала и рационалистическая линия, направленная на применение простых и прочных отделочных материалов.

Если бы Вам пришлось заказывать проект школы, театра, дворца, вокзала, банка, музея, бани, жилого многоквартирного дома, какой архитектурный облик для каждого из этих типов зданий Вы рекомендовали бы архитектору-проектировщику?

 

"Умный выбор" (страница 11 из 19)

 

Видео по 19 страницу.