Взаимодействия возрастов: сотрудничество и конфликты


Открыть содержание курса

 
(Иван Массар. Старик и мальчик. 1939 г.)

Введение

Как мы «скрепляем» нашу жизнь в целостное единство,  если она состоит из сменяющих друг друга возрастов,  таких удивительно различных? Между подростком, взрослым и стариком, может быть, не больше общего, чем между гусеницей,  куколкой и бабочкой! Или  - между головастиком и лягушкой! Что может связать между собой столь  разнородные явления  в нашей жизни как проживания различных возрастов? Я смотрю на свою детскую фотографию: худенький мальчик в коротких штанишках с лямочками – неужели это я?! Ведь благодаря обмену веществ моё тело подвержено обновлению, - во мне семидесятилетнем и молекул тех, какие были в семь лет, практически не сохранилось!

Душа и метемпсихоз Метемпсихоз (греч. ????????????, «переселение душ») - группа религиозно-философских доктрин, согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых вариациях - только людей) перевоплощается снова и снова из одного тела в другое. в «странствии» по возрастам


(Павел Кривцов. Фронтовые подруги. 1985 г.)

Первый, в значительной мере лежащий на поверхности ответ о  самотождественности человека, странствующего по своим возрастам, состоит в том, что основой инвариантности нашей жизни - той инвариантности, которая обеспечивает целостность всего нашего бытия,  является человеческая душа. Именно душа, оставаясь, в сущности, такой же на протяжении всей моей жизни, переживает различные трансформации тела. Мне 70 лет, но я переживаю себя  в основном так же, как 21-летний и даже как 7-летний.

Что же такое душа в качестве носителя единства возрастов? Согласно Канту, душа есть предмет внутреннего чувства в его связи с телом. Душа - совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, чувств и стремлений. Очевидно, если так понимать  душу, то её основу составляет память. Поскольку я живо, на экзистенциальном уровне в свои 70 лет помню, что именно со мной было в 7 лет и в 21 год, то я таким образом  достигаю инварианта переживаний своего бытия.

Вопрос о целостности человеческой жизни, движущейся по разным возрастам, заставляет снова вспомнить о метемпсихозе в широком смысле слова. Собственно, инвариантность души в течение всей жизни от детства, отрочества, юности до старости, может быть интерпретирована как своеобразный метемпсихоз на протяжении только своей собственной жизни.

Когда мы с удивлением видим, например, насколько сын во многих своих поступках и повадках напоминает отца («Папочка родимый!»), мы можем подумать, что их души представляют что-то общее, и что в известном смысле душа отца продолжает жить в его сыне. Когда мы думаем о единстве национального характера, сохраняющегося в некоторых важных своих измерениях на протяжении столетий, то мы готовы признать существование некоторой единой национальной души, которая, подобно зеркалу, идет через века.

Большие возможности для  фантазий в ключе метемпсихоза дает развитая культура, включающая мистические и   эзотерические Эзотерический (греч. esoterikos - внутренний) - тайный, понятный только посвященным, скрытый; противоп. экзотерический.    учения. Культура как внегенетическая связь поколений в сущности дает реальную возможность выйти за границы своего тела, пережить другой опыт - идентифицироваться с теми индивидами, о которых ты только слышал или читал в книгах.

«Русский космизм» в своих наивных, дерзких и красивых построениях демонстрирует возможность  придать метемпсихозу даже техническое, конструктивное воплощение. Так Н.Ф. Федоров ставит вопрос о «Воскрешении отцов», К.Э. Циолковский доказывал, что бессмертие человека  уже сейчас реально существует, необходимо только подождать, когда распавшиеся во время смерти атомы нашего тела через многие миллиарды и  миллиарды лет снова сойдутся в том же сочетании.

Л. Пастернак. Портрет Николая Фёдорова. 1900
(Л. Пастернак. Портрет Николая Фёдорова. 1900 г.) 

Возрасты: взаимная приязнь и соперничество

Видео. Фрагмент из фильма "Мне двадцать лет" (реж. М. Хуциев, 1965).

Если от  метафизического и даже мистического уровня взаимодействия возрастов  перейти к более реальным социальным уровням, то мы обнаружим некоторые моменты, важные для анатомии всякого общества. Возрасты существуют не сами по себе: они выступают как элементы множества, чаще всего - парного. Правда, образуются не только диады (типа «отцы - дети»), но и триады (скажем, «деды – отцы – внуки»), причем, подчас между дедами и внуками заключается альянс против отцов. Между элементами этих множеств возникаютспецифические отношения оппозиции, которые в свою очередь формируют сами элементы.

Главная оппозиция возрастных общностей - противопоставление и единство «отцов» и «детей». Между «отцами» и «детьми» - фундаментальное отношение взаимной приязни и в то же время вечное соперничество:

Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать,-
 Спаси тогда нас, добрый гений, 
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь;
От чувства затаенной злости 
На обновляющийся мир,
Где новые садятся гости
За уготованный им пир;
 От желчи горького сознанья, 
Что нас поток уж не несет
И что другие есть призванья,
Другие вызваны вперед;
 Ото всего, что тем задорней, 
Чем глубже крылось с давних пор,-
И старческой любви позорней
Сварливый старческий задор.
                                                 (Ф. Тютчев)

Эмпирически эта приязнь выражается как вполне наглядная любовь родителей и детей в семье. Взаимная приязнь отцов и детей перед лицом цивилизации трансформируется в комплекс вины, осмысливается как взаимная вина: отцов перед детьми и детей перед отцами.

В каждом цивилизованном обществе налицо существование стабилизирующих институтов, регулирующих отношения «отцов и детей». С одной стороны, это комплекс законов об охране детства, а также - законы и нравственные установления, облегчающие молодежи вхождение в жизнь. С другой стороны, это законы и нравственные установки, выражающие заботу общества о старости.

В нравственном  плане характерен комплекс вины, которую испытывает общество как по отношению к детям, так и по отношению к старикам. С одной стороны, обратим внимание на трогательный образ ребенка и молодого человека, красной нитью проходящий через всю мировую литературу (скажем, «Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского, романы Ч. Диккенса и др.). Исследование проблем молодежи, социология молодежи - также своеобразное теоретическое выражение вины современного общества перед молодежью. С другой стороны, всякая культура создает привлекательный образ старика.


(Рембрандт «Бюст старушки». Ок. 1603 г.) 

Вспомним также концептуальную позицию по отношению к старости в «Пушкинской речи» Достоевского, где речь идет о муже Татьяны. 

Итак, на уровне общества в целом  культивируется положительное взаимодействие возрастов, которое предполагает взаимную приязнь. Но между возрастами существуют и серьезные противоречия, определенные, прежде всего, борьбой за иерархию. В сущности, это естественно – ведь молодые люди, «дети», всегда являются возмутителями спокойствия в том смысле, что они претендуют на свое место в социальной структуре. Все цивилизации, поскольку там существовала письменность, обязательно отмечают наличие конфликтов между отцами и детьми, фиксируют молодежные эксцессы. Противопоставления по возрасту проецируются на социальную иерархию. Во всех языках отмечается, что само слово, обозначающее молодость, «автоматически» указывает на подчиненное положение. «Холоп» – хлопчик, «бой» - в английском,  «гарсон» «Идея детства была связана с идеей зависимости: слова «сын», «валет», «гарсон» принадлежали также и словарю феодальных отношений, выражая зависимость от сеньора. Детство не кончалось до тех пор, пока не кончалась эта зависимость» (Ариес Ф. Возрасты жизни // Философия и методология истории. М., 1977. С. 231).    - во французском.  Всякий социум имеет привилегированный возраст. В стабильном обществе «отцы» всегда наверху, «дети» - внизу.

Всякий социальный порядок обязательно включает в себя нормы, регулирующие отношения поколений. Чтобы оградить общество от молодежных эксцессов и ввести поведение самоутверждающейся молодежи в русло процессов, разрушительный деструктивный потенциал молодежи должен быть направлен, организован, канализирован. В цивилизованном обществе выработались такого рода социальные институты, позволяющие сравнительно безболезненно «выпустить пар».

Наиболее древняя и грубая форма данного института - война. Разумеется, войны не могут быть объяснены только конфликтом отцов и детей. Здесь существенную роль играют также и этнические противоречия и экономические интересы, многое и многое другое. Однако нет сомнения, что, скажем, в бесконечных конфликтах греческих полисов между собой весьма существенную роль играло также и стремление «отцов» как можно дольше сохранить свое господствующие положение. Более мягкая форма указанного института - всеобщая воинская обязанность. Она позволяет удержать самую активную часть молодых мужчин в рамках жесткого порядка. Наконец, наиболее цивилизованным и либеральным способом организовать молодежную энергию и оградить общество от эксцессов служит массовое образование,особенно высшее. В тех странах, где нет всеобщей воинской обязанности, там процент молодых людей, включенных в вузовскую систему значительно выше, чем там, где такая всеобщая воинская обязанность существует.

Мы указали только на основные институты, обуздывающие деструктивный  потенциал молодежи. Кроме того, существенную роль здесь играют такие социальные формы, особенно развитые в новоевропейской цивилизации, как спорт, религия, тюрьма.

Отцы и дети: « архетип Согласно К. Юнгу понятие «архетип» выражает функционирование бессознательной активности человеческих общностей. Наряду с инстинктами, архетипы это врожденные психические структуры, которые в единстве с инстинктами составляют основы «коллективного бессознательного»    освобождения»


(Советская репортажная фотография) 


(П. Пикассо с сыном Клодом)


(Э. Хемингуэй с сыном Грегори)  

Видео. Фрагмент из фильма "Зеркало для героя" (реж. В. Хотиненко, 1987).

Постоянный, как бы фоновый протест молодежи показывает нам функционирование архетипа освобождения, который всегда сопровождает отношения привилегированных и непривилегированных возрастов в цивилизованном обществе. Именно здесь раскрывается сакральный смыслпозитивной свободы (по И. Канту), или«свободы для» (по Н. А. Бердяеву), и - соответственно - негативной свободы, или «свободы от». Возникает представление, что, в конечном счете, весь смысл взаимоотношения возрастов состоит в борьбе молодежи за свободу, которая понимается, прежде всего, в политическом аспекте. Вот и молодежные бунты, потрясшие цивилизованный Запад в конце 60-х годов ХХ в., на своем знамени начертали идеологему освобождения от власти отцов: «Вся история до сих пор существовавших обществ — это история борьбы между поколениями».

Видео. Фрагмент из фильма "Крылья" (реж. Л. Шепитько, 1966).

Взаимоотношения возрастов в эпохи перемен

Говоря об отношениях возрастов, мы все время имели в виду стабильное цивилизованное общество. Как организуются отношения поколений в переходные, или транзитивные, эпохи, - в эпохи перемен? Здесь отцы теряют свое привилегированное положение. Уже у пророка Исаии читаем в описании гибели Иерусалима: «И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними» (Ис. 3:4–5). Такого рода инверсию в отношениях поколений можно было наблюдать и во время Русской революции 1917 г.,  когда, скажем, 16-летний Аркадий Гайдар командовал полком; такие же явления заметны и сегодня, когда в результате российских реформ 90-х годов ветераны потеряли, как правило, не только привилегированное положение, но и необходимые средства к жизни, в то время как у руля экономики и политики часто оказываются совсем еще молодые люди (весьма молодой по меркам тогдашних правительственных кругов  Егор Гайдар См.: Гайдар Е.Т. Дни поражений и побед. М., Вагриус, 1997. См. также: http://www.gaidar.org/; 21.09.11. Камов Б. Аркадий Гайдар. Биография, Л., 1963; Его же. Партизанской тропой Гайдара, М., 1968. Жизнь и творчество Гайдара. Сб. ст. о Гайдаре, 3 изд., М., 1964.   , внук Аркадия, стал премьер-министром).

Видео. Фрагмент из фильма "Любовь в двадцать лет" (реж. А. Вайда, 1962).


(Тимур и Аркадий Гайдар)

Новоевропейская цивилизация - в отличие от традиционных обществ, ориентированных на сохранение status quo, - есть цивилизация, ориентированная на прогресс, и в целом обнаруживает противоречивые тенденции. С одной стороны, налицо тенденция к тому, чтобы более высоко ставить молодость. С другой стороны, в основе новоевропейской цивилизации лежат установления, наследованные от традиционного общества, призывающие уважать старость. В итоге здесь мы сталкиваемся с двойственной оценкой молодости и старости, поскольку оценки, свойственные традиционному обществу, не уходят полностью, но продолжают сосуществовать с новоевропейскими.

Проблема инфантилизации современного общества

Особая проблема в связи с этой установкой на ценность молодости – инфантилизация(«ребячливость») современного цивилизованного общества. В нецивилизованных обществах человеческий век короток. Люди рано умирают, а потому и рано взрослеют. В вооруженных конфликтах стран, стоящих на разных этапах цивилизационного развития, солдаты одного и того же биологического возраста имеют разный социальный возраст. 15-летние чеченские боевики, ставившие фугасы на дорогах Чечни, «старше» по своему социальному возрасту, чем 18–20-летние российские призывники федеральных войск, которые призваны подавлять чеченский сепаратизм.

Э. Берн, разделив в каждом человеке существование Родителя, Взрослого и Ребенка, дал некоторые основания для анализа феномена нарастающего инфантилизма в современном обществе. Инфантилен тот человек, в котором Родитель и Взрослый отступают на второй план, а на первый план выходит Ребенок с его импульсивностью, эмоциональностью и т. п. За структурой отношения возрастов Берна стоит, конечно, структура З. Фрейда с его Сверх-Я (эквивалентным Родителю), Я (эквивалентным Взрослому) и Оно (эквивалентным Ребенку).

В связи с инфантилизацией населения цивилизованных стран находится и своеобразное  гендерное Гендерный (англ. gender - род, пол) - связанный с проблемой роли в обществе лиц мужского и женского пола.    требование: девушки ждут от своих сверстников большей взрослости. Однако само это требование есть скрытое свидетельство инфантилизации не только мужчин, но и женщин, которые «по-детски» ищут защиты и покровительства и не готовы к тому, чтобы выполнить функции жены и матери. 

Выводы

1. Различные возрасты (возрастные общности), такие как дети, взрослые, молодежь, старики и т.п. выступают как элементы множества, чаще всего - парного. Скажем, это «взрослые и молодежь», которые в русской литературе получили название «отцы и дети». Между элементами этих множеств возникают специфические отношения оппозиции, которые в свою очередь конституируют сами элементы.

2. Главная оппозиция возрастных общностей - единство и противопоставление «отцов и детей». Эта оппозиция определяет динамику общественного развития. Между «отцами и детьми» фундаментальное отношение взаимной приязни и в то же время вечное соперничество.

Вопросы для самопроверки

1. С какого возраста Вы можете вспомнить свою жизнь как связное целое?

2. Приходилось ли Вам лично участвовать в конфликтах, которые имели бы «возрастной» характер?

3. Можете ли Вы указать приметы инфантилизации современного общества?

Дополнительные иллюстрации

1. Роберто, Бенини «Жизнь прекрасна». (1997) Бесконечная любовь отца к сыну, жертва собой во имя сына.
2. Ф.И. Тютчев «Когда дряхлеющие силы…»
3. Тургенев И.С. «Отцы и дети».
4. Фильм Габриэля Агийона «Любимая теща» (1999). Тема инцеста в условиях современной Франции. Жених охладевает к своей невесте и влюбляется в свою будущую тёщу.
5. Фильм Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда» (1977). Драматическое взаимоотношение возрастов.
6. Уайлдер Т. Мост короля Людовика Святого. М., Радуга. 1982.
7. Фильм Питера Уира «Общество мертвых поэтов» (1989).


Открыть содержание курса