Заключение. культивирование возраста


Открыть содержание курса

(Бернард Шоу. 1945 г.)
(Бернард Шоу. 1945 г.) 


(Кадр из фильма «Старик и дитя». Реж. К. Берри, 1967 г.) 

В обыденном сознании бытуют расхожие мнения, что, мол, детство и отрочество – это не сама жизнь, а всего лишь время подготовки к жизни. Мол, это нечто вроде «посевной компании» в  сельском хозяйстве: чем больше засеешь в молодые годы, тем более успешной будет жизнь человека. В итоге получается, что хотя современные цивилизованные страны изжили детский труд, но во многих случаях дети попадают как бы в новую «рабскую зависимость» – от интенсивной учебы, от занятий языками и спортом. Мы пытались отстоять в этом курсе ту позицию, что хотя и в самом деле детство это благодатная пора для обучения, физического и умственного развития, однако нельзя забывать, что детство, как любой другой возраст, есть радость  жизни.

(Элен Левитт. Четыре мальчика. 1948 г.)

Далее, в повседневной жизни принято жаловаться на старость. Мол, она есть сплошь страдания, болезни, беспомощность и т.д.  Да, в самом деле, старость обладает своими проблемами, но какой возраст не имеет своих проблем? Не думаю, что отрочество более «легкий» возраст, чем старость. Видео 27. Фрагмент из фильма "Иваново детство" (реж. А. Тарковский, 1962).


(А. Картье-Брессон. Жан-Мари Леклезио с женой. 1965 г.) 

Наш пафос состоит в том, что многое, если не всё зависит от восприятия жизни старым человеком. В старости есть, как правило, все возможности, чтобы пережить её не только как хорошее время жизни, но даже как лучшее время жизни, итог и   апофеоз Апофеоз у древних греков - ?????????, обоготворение людей. Верование, что герои удостаиваются обращения в богов, уже в давние времена существовало у греков. В этой вере есть та правда, что каждый человек, проживший свою жизнь достойно, в известном смысле может рассматриваться как герой. Когда наступает старость, человек должен подвести итог своей жизни, - понять, что же он совершил в своей жизни.    всей человеческой жизни.

Общий итог всего курса:

  • каждый возраст предстает как самоценность и радость жизни;
  • культивирование возраста одно из важных условий достижения полноты бытия;
  • старость - лучшее время человеческой жизни, и вся жизнь в глубинном измерении есть подготовка к старости как к апофеозу человеческой жизни.


(Российская репортажная фотография).

Благодарности

Я хотел бы  выразить особую благодарность доц. А.К. Секацкому, с которым в  диалоге мы читали курс «Философия возраста» и который, в частности, обратил моё внимание на особую значимость сюжета тинэйджеров. Он же является автором ряда идей, которые я здесь развиваю, иногда вступая с ним в полемику.

Благодарен моим прекрасным помощникам:  М.А. Куртову,  с большим вкусом подобравшему иллюстрации, видео- и аудио- материалы к курсу, и О.В. Павлухиной, принявшей самое деятельное творческое участие в окончательном оформлении материала лекций.


Открыть содержание курса