"Замок одинокий над водой" (страница 1 из 18)

Во второй половине 18 – первой четверти 19 вв. русская архитектура развивалась в русле классицистических тенденций. Но одновременно с дворцами и храмами, окружёнными стройными колоннадами и портиками, строились здания совершенно другого облика. Это направление, существовавшее одновременно склассицизмом и противопоставленное ему, называют романтизмом. Он проявился в различных областях культуры, не исключая и архитектуры. Пропагандируемые классицизмом под влиянием Просвещения общественные идеалы, культ разума практически не оставляли места внутреннему миру человека, его чувствам, переживаниям. Эту лакуну и стремился заполнить романтизм.

Если классицизм ориентировался преимущественно на античность как на источник и идеал, то романтизм проявлял интерес и к другим культурам. Растёт увлечение Востоком и европейским Средневековьем. В отдалённых странах и далёком прошлом пытаются найти идеалы добра, искренности, порядочности, которых, как полагали романтики, не хватает в современном им обществе. Что касается архитектуры, то в русле этих исканий благородной простоте классицизма противопоставляется сложный силуэт, богатство форм, свобода планировочного решения.

 

Романтические веяния начали проявляться ещё на стыке барокко и классицизма. Прошу Вас вспомнить, в декоративном убранстве каких известных Вам зданий в Петербурге и пригородах, созданных на закате барокко, нашли отражение романтические идеалы? Название какого из этих зданий недвусмысленно повествует об увлечении культурой Востока?

 

Романтические тенденции активнее всего проявились в пригородах Петербурга. Там, среди тенистых аллей и журчащих ручьёв, экзотические постройки были как нельзя к месту.

ВИДЕО 49. Китайские мотивы в парках Царского Села

Помимо услаждения взора, некоторые парковые павильоны несли и особую смысловую нагрузку. В течение всего правления Екатерины II Россия вела войны с Турцией. В общественном мнении того времени русско-турецкие войны ассоциировались с Крестовыми походами. В русле этих представлений постройки, имитировавшие средневековые европейские крепости или соборы, могли рассматриваться как знаки успешного наступления Креста на Полумесяц, как памятники новым Крестовым походам.

В Екатерининском парке Царского Села тему европейского Средневековья открылаБашня-руина – пожалуй, самое романтическое сооружение парков этой императорской резиденции.

 

Башня-руина в Екатерининском парке г. Пушкина. 1771–1773 гг.

Архитектор Ю.М. Фельтен

"Замок одинокий над водой" (страница 2 из 18)

Знаком ли Вам такой метод оздоровительной ходьбы, как восхождение по терренкуру – тропе с определённым углом подъёма? Чтобы увидеть эту постройку, нам придётся вспомнить эти навыки. К подножию башни мы попадаем по узкой дорожке, идущей вдоль постепенно поднимающейся возвышенности, образующей как бы оборонительный крепостной вал. Башня-руина похожа на развалины средневековой крепости. Даже глубокие трещины и выбоины в кладке её стен были сделаны искусственно для придания башне вида древней постройки.

Стена Башни-руины

Над аркой павильона помещена надпись, раскрывающая мемориальное значение сооружения: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен в 1768 году». Башне предназначена не только для любования. Ей придана функция смотровой площадки. Под аркой устроен вход на винтовой пандус, по которому можно подняться на бельведер, служивший видовой площадкой для обозрения панорамы парков с высоты 21 метра.

Крепостные сооружения напоминает и другая постройка Екатерининского парка –Адмиралтейство.

Адмиралтейство в Екатерининском парке г. Пушкина. 1773–1777 гг.

Архитектор В.И. Неёлов

ВИДЕО 50. Адмиралтейство в Царском Селе

К юго-западу от всемирно известных парков Царского Села – любимого местопребывания Екатерины II, в районе деревни Баболово, простирается обширная территория усадьбы фаворита императрицы, светлейшего князя Г.А. Потёмкина-Таврического –Баболовский парк. Там для князя был построен миниатюрный каменныйБаболовский дворец.

Баболовский дворец в г. Пушкине. 1783–1785 гг. Архитектор И.В. Неёлов

"Замок одинокий над водой" (страница 3 из 18)

Правильнее назвать его павильоном, так как его скромные размеры и ограниченный набор помещений не были рассчитаны на постоянное пребывание. Неоштукатуренная кирпичная кладка стен, стрельчатые окна и зубчатый парапет придают фасадам псевдоготический облик. Самая интересная особенность дворца – его асимметричный план, что необычно для архитектуры периода классицизма. Как видим, здесь романтические настроения проявились как во внешнем облике, так и в планировочном решении постройки.

Баболовский дворец в г. Пушкине. План

 

Припомните, по каким принципам строились планы классицистических зданий? А каковы особенности планировки в период барокко? Видите ли Вы что-то общее между планами зданий барокко и классицизма?

 

В своих парках Екатерина II поощряла романтические настроения, но в городской черте строгие формы преображающейся на основе античного наследия российской столицы не допускали таких вольностей. Пожалуй, можно назвать единственный крупный петербургский комплекс такого рода, своеобразный «готический ансамбль», но и он был создан практически на окраине российской столицы. Первым появился путевойЧесменский дворец.

Чесменский дворец (ул. Гастелло, 15). 1774–1777 гг. Архитектор Ю.М. Фельтен

ВИДЕО 51. Чесменский дворец

Вскоре рядом с дворцом была построена церковь, увенчанная традиционным русским пятиглавием. Этот храм-памятник посвящён победе над турецким флотом в Чесменской бухте.

Церковь Рождества Иоанна Пердтечи (Чесменская) (ул. Ленсовета, 12).

1777–1780 гг. Архитектор Ю.М. Фельтен

ВИДЕО 52. Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Существует в Петербурге и ещё один храм в честь Чесменской битвы – на Каменном острове.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Каменноостровский пр., 83). 1776–1778 гг.

Архитектор Ю.М. Фельтен

ВИДЕО 53. Церковь Иоанна Предтечи на Каменном острове

 

Традиция посвящать военным победам храм существует давно. Вспоминаются ли Вам другие церкви, поставленные во славу русского оружия – с самых «седых» времён до наших дней, в разных городах России?

 

 

"Замок одинокий над водой" (страница 4 из 18)

В 1796 г. российский престол занял сын Екатерины II – Павел I. Этот, по выражению А.С. Пушкина, «романтический наш император», был увлечён идеей строительства в Петербурге дворца-замка и за своё короткое царствование успел воплотить свои мечты в жизнь. Ещё в бытность Павла наследником по его собственноручным эскизам был разработан проект. За четыре года правления императора В. Бренна возвёл в центре российской столицы грандиозное сооружение, окружённое крепостными рвами с водой.

Михайловский замок (Садовая ул., 2). 1797–1800 гг. Архитектор В. Бренна

В плане замок представляет квадрат с закруглёнными углами, в который вписан восьмигранный внутренний двор.

Михайловский замок. Общий вид

В композиции фасадов замка большую роль играют ордерные элементы, применённые согласно канонам классицизма.

Михайловский замок. Главный фасад

 

Попытайтесь обосновать, почему здание относят к постройкам классицизма? По Вашему мнению, каким способом разместил бы архитектор ордерные элементы, если бы строил замок в период барокко?

 

"Замок одинокий над водой" (страница 5 из 18)

Всё же романтические тенденции сказались на образно-композиционном решении этого своеобразного здания. Создавая изолированную от города резиденцию, Павел I, опасавшийся многочисленных противников, надеялся найти за её стенами надёжное убежище. Этим надеждам не суждено было сбыться: в ночь на 12 марта 1801 г., вскоре после окончания строительства, император был убит заговорщиками именно в Михайловском замке.

ВИДЕО 54. Михайловский замок

Личность императора наложила отпечаток «рыцарственности» и на другие постройки Павловского времени. В 1783 г. Екатерина II подарила Павлу Гатчину, где уже существовал охотничий замок-дворец. В облике Гатчинского дворца совмещены классицистические принципы и романтические тенденции. Фасады строго симметричного здания обработаныпилястрами. На каждом углу низких широких корпусов архитектор поставил по восьмиугольной башне. Башни фланкируют и центральный корпус дворца. В значительной мере именно эта многобашенность придаёт Гатчинскому дворцу характер замка.

Гатчинский дворец. 1766–1781 гг. Архитектор А. Ринальди

Для отделки дворцовых стен архитектор избрал красивый желтовато-серый известняк, добывавшийся главным образом поблизости от Гатчины, около деревни Пудость. А. Ринальди сумел использовать высокие художественные качества этого камня. А.В. Луначарский писал:«Архитектура Гатчинского дворца была бы строгой и даже сумрачной<…>, если бы ему не придавал совершенно своеобразную прелесть изумительный материал <…>. Самое прекрасное в пудостском камне – его цвет, светло-серый, почти цвет туманного неба. На фоне этого северного неба замок кажется воздушным, почти призрачным, необыкновенно лёгким. Суровое и строгое здание, превратившееся в собственную фантасмагорию, в свой мираж, исполнено непередаваемого очарования, оно кажется воспоминанием о самом себе, оно окружено задумчивостью прошлого…».

ВИДЕО 55. Гатчинский дворец

 

Несколько позже, чем в Гатчине, пудостский камень был применён в Петербурге для облицовки одного из самых известных зданий города. Не припомните ли, о каком здании идёт речь? Вспомните, каковы особенности обработки этого материала?

 

Уже став императором, Павел I способствовал появлению в Гатчине совершенно уникальной постройки –Приоратского дворца.

 В глубине оврага ручеёк кристальный,

Как дитя играя, по камням бежит;

И всегда безмолвный, гордый и печальный

Замок одинокий над водой стоит.

                                                             А. Князева

 

Приоратский дворец в Гатчине. 1797–1799 гг. Архитектор Н.А. Львов

ВИДЕО 56. Приоратский дворец

Романтические нотки были внесены при Павле I в облик цельного классицистического Павловска. Рядом с парком было построено одно из самых романтических сооружений в петербургской архитектуре – крепость Бип.Асимметричный план и объёмное построение крепости никак не согласованы с принципами господствовавшего тогда классицизма.

Крепость Бип в Павловске. План

Её разновеликие башни и общая живописная композиция создают массу перспективных видовых точек. Расположение на высоком холме обеспечивает хороший круговой обзор. Согласно императорскому указу, крепость была причислена к штатным крепостям, и служба в ней исполнялась по всем правилам и с полной строгостью.

Крепость Бип в Павловске. 1795–1797 гг. Архитектор В. Бренна

"Замок одинокий над водой" (страница 6 из 18)

Романтические образы вновь стали вызывать интерес на закате классицизма. Вероятно, здесь вновь свою роль сыграла очередная череда русско-турецких войн. В Александровском парке Царского СелаА. Менелас соорудил павильон Шапель(капелла) – искусственную руину готического храма.

 

Адам Адамович Менелас (1753(?)–1831)

Помимо строительной деятельности, архитектор занимался поиском угля, устраивал сады, участвовал в опытах по землебитному строительству

(См подробнее: http://ru.wikipedia.org/wiki/Менелас,_Адам_Адамович)

 

Стрельчатая арка Шапели соединяет две башни. Одна из них возведена как бы полуразрушенной, другая устремлена вверх и завершается высокой пирамидальной крышей.

Шапель в Александровском парке г. Пушкина. 1825–1828 гг.

Архитектор А. Менелас

В Петергофе, рядом с шумными фонтанами, А. Менелас построил новый дворцово-парковый ансамбльАлександрию. Самое крупное сооружение ансамбля – дворец Коттедж, построенный для жены Николая I, и именовавшийся «Сельским домиком Её Величества». В облике миниатюрного дворца всё характеризует «готический вкус» той поры.

Коттедж в Петергофе. 1826–1829 гг. Архитектор А. Менелас

ВИДЕО 57. Александрия

Рядом с Коттеджем была построена эффектная по силуэту, изящная православная церковь Святого Благоверного князя Александра Невского («Готическая Капелла»).

«Готическая Капелла» в Петергофе. 1831–1834 г. Архитектор К.Ф. Шинкель

"Замок одинокий над водой" (страница 7 из 18)

В конце эпохи классицизма возобновился также интерес к загадочной восточной архитектуре, в частности, к искусству Древнего Египта. После Египетского похода Наполеона Бонапарта Европа начинает всё ближе узнавать эту экзотическую цивилизацию. Вскоре были расшифрованы египетские иероглифы, что ещё больше подогрело интерес европейцев к Стране Фараонов. Отражением такого интереса можно считать Египетские ворота в Царском Селе. Две громадных кордегардии пирамидальной формы с широкими изогнутыми карнизами сложены из кирпича и облицованы шестью поясами чугунных плит с рельефами. Некоторые рельефы являются сильно увеличенными свободно трактованными копиями подлинных египетских, другие стилизованы под древнеегипетскую пластику.

Египетские ворота в г. Пушкине. 1827–1830 гг. Архитектор А.А. Менелас

ВИДЕО 58. Египетские ворота в Царском Селе

"Замок одинокий над водой" (страница 8 из 18)

Романтические тенденции в период классицизма выражались в архитектуре по-разному. Это и постройки в «китайском вкусе», и «египетские мотивы». Всё же господствующей можно признать «готическую тему», возвращавшую людей классицистической эпохи в мир средневековых легенд, где они стремились обрести утраченные, как казалось, благородство, искренность, порядочность.

 

Какие романтические веяния в архитектуре Вам ближе? Какое настроение навевают на Вас «китайские», «египетские», «готические» здания? По Вашему мнению, украшают ли такие постройки классицистические ансамбли, или, скорее, вносят в них разрушительный диссонанс?

 

 

"Замок одинокий над водой" (страница 9 из 18) 

Видео по 18 страницу